История моды маски куклы костюма

Оформление художника Боровского к спектаклю «А зори здесь тихие»

На нынешнем современном этапе нашего театрального искусства плотность связей режиссера и художника еще более возросла. Только в плохих спектаклях можно изъять, исключить декорацию, не разрушая всего здания постановки. В лучших спектаклях современной сцены работа режиссера и художника представляет единство, нераздельность.

В самом деле, разве можно исключить из постановки «Гамлета» занавес-рок, который объединяет, организует собой все? А оформление Д. Боровского к знаменитому теперь уже спектаклю, одному из лучших в Театре на Таганке «А зори здесь тихие...» по повести Б. Васильева? Вот еще один пример органичной идейно-художнической нераздельности.

Несколько задымленных, опаленных войной досок. Сложная игра света. Великолепное своей эмоциональностью, выразительностью пластики актерское исполнение. Точное – то диссонансно-тревожное, то прощально-напевное (в момент гибели героинь) музыкальное и звуковое сопровождение. И вот уже вместо досок – кузов мчащегося по разбитой лесной дороге грузовика (как точно физически и пластически работают здесь молодые актрисы Таганки – «зенитный взвод девчат», как подпрыгивают на ухабах, валятся друг на друга на поворотах, как лихо распевают дорожную песню). А потом доски складываются в тесный сруб бедной деревенской баньки. Здесь действуют контрасты – старого, дымного дерева и молодых, сверкающих живыми, теплыми красками девичьих тел, звонких голосов, смеха. Наступила передышка в бесконечной «службе войны», и можно помыться и вспомнить о том, что ты – женщина и, если тебе повезет, доживешь до счастья.

А потом доски, подвешенные за один конец цепями, наклонные, неустойчивые, колеблющиеся – страшный, смертельно опасный путь через болотные топи вслед за немецкими диверсантами. И здесь найден тревожный, неверный свет, словно предупреждающая о ежеминутной опасности, напряженная звуковая гамма. Гулкость, обрывистость, сумрачность звучаний. Особый шаг, особый трудный ритм движения актеров с палками-слегами в руках по этим качающимся доскам.

А затем вставшие вертикально – в пятнах теней, в полутонах света и тьмы – доски образуют собой лесную чащу. Около них примут свой последний бой и погибнут одна за другой девчата из взвода старшины Васкова.

Далее ► Театральный костюм, как элемент живописно-пластического оформления

Главная ► Мода и история театра