Критика приняла поиски кукольников вначале спокойно, затем с известной настороженностью. Рассуждения об эффекте очуждения в первое время не выходили за рамки понимания его как очередного театрального приема. Потом конфликт «новых поисков» и критики усложнился, усугубился.
К концу шестидесятых годов у критики появилось раздражение. Прием слишком долго употребляемый казался уже приемом надоевшим. Еще не было ясно, почему его с такой охотой принимает зритель. И взрослые. И дети. Понятен был и интерес режиссуры. Все атрибуты поисков – открытый театральный прием, выход на сцену человека-актера, эффект оживления куклы прямо на глазах у зрителя («оживление» и «умерщвление» с целью показать, что кукла – неодушевленный предмет, существующий только и в связи с творческой энергией актера) – принимались, скорее, как формотворчество, как признаки пресыщенности чисто кукольными поисками.
«Желание новизны, – писала в 1967 году Л. Г. Шпет, одна из основательниц Центрального театра кукол, долгое время руководитель его литературной части, – естественное и непременное желание всякого настоящего художника и настоящего театрального зрителя. Я не удивляюсь, что театр кукол ищет все новые и новые формы, – настолько новые, что порой возникает вопрос: не отказался ли он от всех свойств, не выбросил ли вместе со старыми традициями и все признаки своей «кукольности». Изобретение новых форм – занятие очень увлекательное. Для нас оно было, кроме того, и полезно: оно показало новые возможности нашего театрального жанра. Я думаю, что искусство может и даже должно жить какие-то периоды поисками новых форм. Когда такой период затягивается, всем становится скучно: художник исчерпывает свою фантазию, а зритель оказывается пресыщенным».
Основательница Центрального театра кукол, режиссер Шпет всегда и последовательно пестовала именно то направление в театре кукол, которое мы назвали условно-психологическим театром. Можно с уверенностью сказать, что именно ей, крупному деятелю этого театра, удалось сформулировать главные его требования в области драматургии, помочь рождению, утверждению канонов, а потом и расцвету кукольной драмы.
«Новые поиски» восстали прежде всего именно против этой драмы и против ее
канонов. Шпет абсолютно права, когда говорит, что «новые поиски» не создали
пока еще никакой своей драматургии, что они жадно ищут чужую драматургию и не
менее жадно ее используют.
«Новые поиски», однако, – это новый процесс, и этот процесс, представляется,
должен быть очень серьезно изучен, хотя бы потому, что он захватил сегодня
поистине необозримые рубежи.
Было бы несправедливо не замечать их. Было бы неразумно не исследовать их.
Несколько слов о том, что думают сегодня о театре кукол теоретики разных стран и
какое место отводят они «эффекту очуждения».
В своих совместных размышлениях один из европейских критиков, а также руководитель Центрального театра кукол Венгрии (Будапешт) Дежо Силади склонны считать, что развитие театра кукол идет в трудных борениях, конфликтах. «Отсутствие опыта в воспитании кукольников», «кризис репертуара», «установление новой единой моды и утрата национальных особенностей» в связи с обилием международных встреч – все это, по мнению авторов, серьезные предпосылки для «беспокойного экспериментаторства и обилия самых разных средств выразительности», которые «таят в себе угрозу для классической куклы».
В рассуждениях критиков многих стран мы встречаемся с таким знакомым для нас термином – «беспокойное экспериментаторство», причем не просто «беспокойное», а грозящее чем-то серьезным устоявшимся общепринятым представлениям – «классической» кукле. И снова «беспокойное экспериментаторство» обращено главным образом к той сфере жизни театра кукол, которая касается живого общения на сцене куклы и человека.
Авторы еще не нашли достаточно ясного отношения к этой проблеме. Пока они только ставят вопрос: «Быть может, войдя в сферу искусства, кукла пошла наперекор себе? А может быть, ее контакт с театром живого плана обещает рождение нового сценического жанра? Прошло еще недостаточно времени для окончательных выводов, но становится ясно, что театр кукол способен участвовать в реализации современных художественных задач».
Далее ► Будущее театра кукол
Главная ► Мода и история театра