Работа режиссера с актером на репетициях – это терпение, вера и верность. Бывают актеры быстрой, стремительной удачи. Баловни судьбы. Бывают трудные, длительные открытия таланта. Вот тогда решают судьбу режиссерское терпение, вера, верность. Тяжело пережить несколько неудач подряд. Тяжело, когда следующие друг за другом театральные сезоны не приносят удовлетворения и радости. Равно тяжело и для актера, и для режиссера. У последнего, однако, есть возможность и право не занимать более в работе исполнителя, который провалил роль. Как жаль, что так именно и поступают многие, «закрывая» актерские судьбы, иногда несправедливо и преждевременно. Не найден подход, ключ к трудной индивидуальности, и вот совершается трагедия преждевременного конца в искусстве. К счастью, есть и немало прямо противоположных примеров.
Олег Басилашвили с режиссером Товстоноговым,
актерами Светланой Крючковой и Евгением Лебедевым на репетиции в БДТ
Ленинградский актер Олег Басилашвили сегодня один из ведущих актеров богатой талантами труппы Большого драматического театра имени Горького. Судьба артиста складывалась более сложно и медленно, чем у многих его сверстников и коллег. Уже знали Лаврова, Копеляна, Стржельчика, Доронину, Попову, а Басилашвили все еще оставался для многих загадкой. Неудачи, полуудачи...
Актера все прочнее приписывали к малоталантливым. А режиссер Г. А. Товстоногов продолжал давать ему роли. Так пришло время чеховских «Трех сестер» (1965). Басилашвили получил роль Андрея Прозорова. Вплоть до самой генеральной репетиции шли мучительно. Режиссеру настойчиво советовали заменить исполнителя. Накануне генеральной на худсовете встал вопрос о снятии Басилашвили с роли. Под угрозой оказывалась судьба спектакля. Режиссер Товстоногов устоял. И вера его в актера оправдалась самым решительным образом.
Актеры Басилашвили и Лавров в спектакле БДТ «Три сестры»
Совершилось чудо. В последний момент работа сдвинулась и пошла. Такого трогательного, талантливого, такого беззащитного, трагически одинокого Андрея давно уже не видела наша сцена. Роль была едва ли не лучшей в спектакле. Тончайшей одухотворенностью, талантливостью, большой культурой Прозоров – Басилашвили был не только кровным, но и духовным братом своих трех сестер. Но он, так же как они, оказался совершенно не способным в битве с жизнью.
Мертвая зона в биографии актера, дни и месяцы неудач остались позади. К числу птенцов товстоноговского гнезда прибавился еще один, ни на кого не похожий, сильный актер драмы, комедии, сатиры, современный по духу и форме, чуткий к социальным проблемам времени художник. Сегодня – это один из основных актеров блестящей товстоноговской труппы. (Хлестаков в недавнем осуществлении «Ревизора», князь Серпуховской в «Истории лошади», Людовик XIV в «Мольере» Михаила Булгакова, Басов в новейшей по времени премьере горьковских «Дачников» и др.).
Далее ► Актер, свободно творящий художник
Главная ► Мода и история театра