Но, как только Петр со своими приближенными отбывал из Москвы, театральное оживление сменялось почти полным застоем. Столбняк поражал не только еще неопытных зрителей, не только еще неумелых актеров, но даже и самого устроителя – «начального комедианта» Отто Фюрста, бывшего, впрочем, еще не очень профессиональным в театральном деле. Однако в русских актерах (не во всех, но во многих) уже вспыхнула искра любви к своей профессии и начал «прорастать» талант, требовавший развития. Они стали жаловаться на нерадение своего руководителя, что «он, иноземец, их, комедиантов, учит не с прилежанием и для учения бывает в комедийном доме не на многие времена: в неделю и в две (раз), и учит час и два, и оттого в учении чинит замедление, и которые комедии они, комедианты, выучили и те комедии за нерадением его, в кумплиментах и за недознанием в речах, действуют в нетвердости (для того, что он, иноземец, их русского поведения не знает)». Поэтому они просили для «надзирания над ними выбрать из них же, русских комедиантов», одного или двух человек. А самому Фюрсту «приходить в неделю по дважды: во вторник и в пяток, в зимнее время со второго часа по шестой, в летнее время с третьего до десятый час, учить комплиментов, чтоб им, комедиантам, те комедии, которые у них будут в науке, можно б было действовать без него, учителя».
Точно не известно: возникли ли раздоры между русскими и немецкими актерами, посещали ли зрители охотнее русские комедии, шло ли соперничество между двумя труппами, хотелось ли русским актерам большей самостоятельности, а немецким – большей прибыли или более активной деятельности, – только в начале 1706 года кончились контракты немецких актеров (заключали их на два года, и на исходе был второй срок) и они запросились восвояси.
Удерживать немецкую труппу не стали. Предложили остаться только актрисе Анне Кунст и комедианту Ягану Бендлеру: вероятно, очень нравился зрителям их комических дуэт, а кроме того, Анна Кунст была первой и пока единственной актрисой, не считая «спевавших» фон Пагенкампф и фон Вилинг. Однако и Анна Кунст и Яган Бендлер выразили желание уехать на родину и отбыли вместе со всеми, оставив своего бывшего «начального комедианта» Отто Фюрста при его прежней профессии золотых дел мастера.
А вскоре и русские актеры оказались без своего высокого покровителя – в конце февраля умер боярин Федор Алексеевич Головин. В последний путь его провожали печально-торжественно, и в этой церемонии далеко не последняя роль отводилась сценическому реквизиту и костюмам из комедийной храмины, а самого Федора Алексеевича (вернее, его тело) облачили в театральные рыцарские доспехи.
Похороны оказались символичными для судьбы русского публичного театра – вскоре он перестает существовать в Москве в том виде, в каком задумывал его Петр. А сам царь душой и всеми помыслами был уже в стороне северной, во вновь основанном им городе, которому Первопрестольная уступала постепенно звание столицы. Вместе с тем, готовясь к серьезным военным действиям, в 1707 году государь решил укрепить Москву, и прежде всего Кремль и Китай-город. Сооружение оборонительных укреплений он возложил на поручика Василия Дмитриевича Корчмина. Среди прочих мер ему предписывалось в Китае «от Неглинны до Москвы-реки зделать везде болварки, ров и контрошкарф, и дворы разломать». Неукоснительно выполняя царский указ, Корчмин начал разбирать и комедиальную храмину и «сказал, что, разобрав, велит перевесть на печатной двор и на подворье Богоявленского монастыря». Узнав об этом, Петр огорчился и пенял рьяному поручику: «Я слышу, что вы хочете ряды и камедийской двор ломать. Преже времени того не надлежит делать». Работы приостановили, сруб покрыли опять крышею, но «токмо от той разборки многое повредилось», и действовать хоромина уже не могла.
Художник Иван Никитин.
Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 год.
Актеры частью разбрелись, остальные же попали в домашний театр Натальи Алексеевны – любимой сестры Петра I. Царевна Наталья забрала «уборы все комедийные, платье и преспективы», а также «списки со всех переведенных комедий» (то есть тексты пьес) к себе в Преображенское, где старую, сооруженную еще при ее отце Алексее Михайловиче комедийную хоромину она наполняет в это время новой жизнью.
Однако государь приказал всем родовитым и служилым москвичам оставить старую столицу насовсем и переехать в новую. Сколько было пролито слез, сколько было послано проклятий сырому и безлюдному месту, на котором вырастал молодой Петербург! Но царский указ непререкаем, и гнев Петра страшен. Многим пришлось покинуть Москву (в том числе царевне Наталье – любимое Преображенское, царице Прасковье с дочерьми – богатое и привольное Измайлово) и в 1708 году пуститься со множеством карет, колымаг, телег и повозок в пустынный, холодный и болотистый Санкт-Питер-Бурх.
Мы с вами тоже должны побывать в этом городе: тогда нам станет более понятно то, что произойдет в последующие времена в театральной жизни Москвы, так как именно в Петербурге в эти годы рождались и формировались многие общественные и культурные явления, оказавшие значительное влияние на всю российскую действительность.
Далее ► Путешествие в Петербург
Главная ► Мода и история театра