ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Успех спектакля «Чайка» в Художественном театре


С огромным трудом удалось Вл. И. Немировичу-Данченко получить у автора разрешение ставить «Чайку» в Художественном театре — никому дотоле не ведомом, лишь начинавшемся коллективе, труппа которого, по слухам, состояла сплошь из любителей, без единого крупного актера.

Чехов был болен, жил в Ялте. Все участвующие в работе понимали, что новая неудача ухудшит состояние писателя, а может быть, просто-напросто убьет его. Опасения вызьшала публика. Поймет ли? Или так же, как в Александринском театре, смехом станет встречать самые поэтические места? Ночью накануне премьеры Станиславский просил отложить спектакль, вернуться к репетициям или — снять его фамилию с афиши. Об отмене предстоящего спектакля молила сестра Чехова Мария Павловна.

В вечер премьеры зал Художественного театра был неполон. «Чайка» не сделала аншлагового сбора.

Поначалу в зале слышался легкий шумок. Но атмосфера теплого летнего вечера с луной, блеском озера, смутными тенями в саду, ритм жизни естественной и обыкновенной, простые интонации, паузы, полутона, намеки, поэзия общего настроения, речь актеров, «при всей своей простоте четкая и красивая», — все это постепенно захватило зал. Установилась глубокая тишина.

Актеры Московского Художественного театра и Антон Чехов за чтением пьесы
Актеры Московского Художественного театра и драматург Антон Чехов за чтением пьесы

Однако те, кто находился в это время на сцене, еще не подозревали о своей победе. Закрылся занавес. А тишина в зрительном зале длилась. Ни единого хлопка, движения, возгласа не доносилось из-за занавеса. Актеры не уходили со сцены в гримуборные. Кто-то еле сдерживал подступившие рыдания Кому-то стало дурно. На лицах у всех было написано отчаяние. Пауза казалась бесконечной. И вдруг — зал взорвался, обрушился аплодисментами, криками, ревом восторга. Занавес пошел... Зрители увидели на сцене группу неподвижных, с бледными лицами актеров, которые боялись поверить в успех. И снова занавес. И еще... Лишь постепенно доходила до сознания исполнителей реальность одержанной победы. Никто не кланялся. Словно очнувшись от столбняка, актеры обнимались друг с другом. Спектакль начал жить. «Успех с каждым актом рос и окончился триумфом» (Станиславский).



До мхатовской «Чайки» зритель еще не видел такой естественной, простой, благородно сдержанной игры на сцене, игры, абсолютно лишенной фальши, наигрыша, декламации. Зритель не знал подобной силы проникновения в мир обыкновенных, таких же, как и он сам, людей. Не знал и такого ансамбля такого глубокого взаимопонимания, созвучия слов, настроении, душевных движений на сцене, такого богатства нюансов, оттенков, полутонов с которым могла поспорить лишь подлинная жизнь. Зритель забывал о театральной сцене и отдавался течению жизни, мерно и неторопливо разворачивавшейся перед ним.

«Победа была достигнута в результате одержимой и вдохновенной работы — написал Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве», — счастливого соединения творческих сил: такого театрального человека — писателя, драматурга и учителя театральной молодежи, каким был Владимир Иванович Немирович-Данченко, свободного от избитых театральных условностей режиссера, способного передавать на сцене настроения поэта и раскрывать жизнь человеческого духа в ...пьесах при посредстве своих мизансцен, определенной манеры актерской игры, новых достижений в области световых и звуковых эффектов, близкого душе Чехова художника-декоратора, каким был В. А. Симов. Наконец, нузша была талантливая актерская молодежь... Книппер, Лилина, Москвин, Качалов, Мейерхольд, Лужский, Грибунин и другие...»

Премьера спектакля «Маскарад» на сцене Александринского театра в Петрограде →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL