ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Начало эпохи режиссерского театра


Что же это за человек — главный и первый в театре? Кто он — режиссер, взявший в руки пьесу, а вместе с ней все нити, все начала будущего спектакля?

Эпоха режиссерского театра началась с рождения МХАТа. Старая сцена знала многих гениев и выдающихся мастеров-актеров, знала и победы большого масштаба. Но театр прошлого был стихиен, интуитивен, неорганизован, не защищен от многих слабостей и болезней.

Актриса Ермолова Мария Николаевна   Актер Садовский Пров Михайлович
Актриса Ермолова Мария Николаевна в роли Катерины в трагедии Островского «Гроза».
Актер Садовский Пров Михайлович в роли Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».

На рубеже XX века, в преддверии огромных общественных и духовных перемен в жизни человечества, остро встал вопрос об обновлении, о качественном изменении театрального искусства, об очищении его от ремесла, от мертвых и бесплодных штампов, о восхождении на новую, высшую и совершенную ступень. К. С. Станиславский имел право сказать, что программа начинаемого им дела была революционной.



Разумеется, основатели Художественного театра начинали свое режиссерское поприще не на пустом месте. В прошлом у них были предшественники и учителя. И хотя традиция старого русского театра складывалась в основном как чисто актерская традиция, в недрах ее зрели зерна режиссуры. Станиславский и Немирович-Данченко безусловно наследовали и интуитивной, органической «саморежиссуре» корифеев старой сцены — Малого театра (Ермолова, Ленский, Садовский, Южин, собираясь вместе, принимали на себя функции режиссера, осуществляли задачу создания целостного спектакля сообща, содружеством понимавших друг друга с полунамека, с полуслова мастеров первостепенной величины).

Актер Ленский Александр Павлович автопортрет
Актер Ленский Александр Павлович, автопортрет в роли «Дон Сезар де Базан»

Они, Станиславский и Немирович, наследовали и режиссерскому дару великих драматургов. (Как справедливо замечено, в Гоголе, Грибоедове, Пушкине, Островском жил великий режиссер.) Они с волнением и вниманием следили за отдельными режиссерскими пробами, прорывами, экспериментами своих современников и коллег на столичной и провинциальной сцене. Для них не прошла незамеченной героическая и жертвенная попытка великого актера Александра Павловича Ленского на рубеже 1900-х годов (одновременно с рождением Художественного театра) обновить императорскую сцену в московском Малом.

Как известно, начинание Ленского завершилось трагически: смертью замечательного художника, отвергнутого не только казенной чиновничьей конторой, но и своими же коллегами актерами, всецело отдавшимися во власть театральной рутины.

МХАТ и развитие режиссуры →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL