ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мантилья


Мантилья (исп. mantilla, от латинского слова mantellum, что означает покрывало) — элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу. У народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки — длинная накидка на голову и плечи.

Бургесс Девушка с веером

Девушку в нарядной мантилье с веером изобразил художник Джон Багнольд Бургесс

Издревле мантилья считалась простонародным убором и была распространена среди низших классов. Только в XVIII веке она вошла в моду и проникла в обиход аристократии, чтобы со временем превратиться в символ традиционализма и атрибут Испании.



История мантильи начинается, как считают, со времен арабского завоевания Испании, а мантилья, будто бы, произошла от чадры. Но есть и другая версия появления мантильи в костюме испанок. И, как ни странно, связана она с проституцией. Хроника испанских нравов свидетельствует, что проституция в этой стране была известна еще в XVI веке. И с момента появления первых "ночных бабочек", или "жриц любви", власти пытались вести с ними борьбу. Увы, как и сейчас, без особого успеха. И тогда король Филипп IV в 1621 году издает специальный указ, известный под названием "Орденанс де Мансебиас" ("Положение о публичных домах"), в соответствии с которым все проститутки обязаны были покрывать голову черной кружевной накидкой, получившей название мантилья, дабы отличаться от "честных и благородных сеньор". Однако королевская затея оказалась несостоятельной, а время сыграло с ней злую шутку: мантилья приглянулась тем самым сеньорам, о чести и благородстве которых пекся монарх. Вскоре едва ли не вся прекрасная половина населения Испании стала пользоваться накидкой. Обе версии происхождения мантильи имеют право на существование в той или иной степени.

Так чем же интересна и привлекательна мантилья? На этот вопрос вряд ли можно дать однозначный ответ, так как на протяжении веков мантилья видоизменялась. Правда, чтобы определить ее привлекательность, достаточно просто посмотреть на испанку в мантилье. Не случайно, чтобы подчеркнуть истинно испанский характер, многие художники писали своих соотечественниц в этом наряде. И не только их. Широко известен, например, портрет Ольги Хохловой в мантилье, созданный ее великим супругом — Пабло Пикассо.

Бургесс Испанка

Испанка в национальном костюме и мантилье.
Работа английского художника Джона Багнольда Бургесса

В качестве элемента женского гардероба мантилья завоевывала симпатии женщин: просторный фасон позволял дамам носить ее поверх кринолина. Популярностью пользовались два варианта: из дорогостоящего меха, в дополнении к вечернему наряду, или пелеринка – доходящая до талии круглая накидка, надевавшаяся на пальто. Украшенные мантильями герцогиня Альба или королева Мария-Луиса на портретах Гойи — это приблизительно как наши великие княжны, наряженные в русские народные костюмы. При королеве Изабелле ношение мантильи стало обычным и повсеместным, но ближе к концу XIX века она постепенно стала устаревать и замещаться завезенными из Европы шляпками. Но ей еще предстояло стать главной героиней исторического события, которое вошло в анналы как «заговор мантилий».

В «Национальных эпизодах» Бенито Переса Гальдоса подробно описывается демарш националистически настроенных дам высшего света, которые в начале 1870-х вышли на что-то вроде демонстрации, демонстративно напялив мантильи в пику королевской чете иноземцев, итальянцам Амадею I и его жене Марии-Виктории. Выполненная из тюля или кружев типа блонд или шантильи, мантилья часто закрепляется на высоком гребне, желательно черепаховом. Считается, что ношение гребня «набекрень» вульгарно и кафешантанно. Согласно правилам этикета, приличные женщины втыкают гребень в прическу вертикально, а не сбоку. Затем следует принять правильную позу: головка наклонена влево, мантилья покрывает правое плечо, или наоборот, головка слегка вправо, мантилья влево. Мантилья ни в коем случае не должна быть длиннее юбки, гребень должен быть полностью закрыт тканью.

Ношение мантильи подчиняется определенным правилам. Утверждают, что в старину белые мантильи носили незамужние девушки, а черные - замужние женщины. В наше время белой мантильей можно щегольнуть на корриде или на празднествах в честь святого покровителя города (бывшей ярмарке), а черную приберечь для торжественных церемоний: приемов, свадеб, похорон (в этом последнем случае — без гребня).



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL