ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Взаимосвязь театра драмы и театра кукол


Английский исследователь театрального искусства Йорик подробно анализирует взаимосвязи итальянского театра кукол и комедии дель арте, доказывая, что и герои и отдельные сцены были как в представлениях кукольников, так и в спектаклях живых актеров. Он показывает, с каким успехом существовала в Италии в течение первой половины XVII столетия комедия дель арте и как тысяча пятьсот пятьдесят актеров достигли огромной известности, причем многие из них, раньше чем они сделались драматическими актерами, были хозяевами кукольных театров, например Руццанте, Кереа и Кальмо. Йорик убеждает, что путем упражнений в незатейливых импровизациях актеры «выучились искусству речи и жестикуляции ex abrubta и достигли в этом большого совершенства» Пережив комедию дель арте, маски вновь вернулись к кукольникам. «Маски, исчезнувшие с больших сцен, находят себе приют на простых тесных сценах кукольного театра и таким образом по истечении многих лет возвращаются в ту пыльную обитель, откуда они вышли».

Костюм Пьрро

Маски, исчезнувшие с больших сцен, находят себе приют на простых тесных сценах кукольного театра и таким образом по истечении многих лет жизни на больших театральных подмостках возвращаются в ту пыльную обитель, откуда они вышли.

Аналогичный процесс был прослежен учеными многих стран, доказавшими, что нередко кукольные спектакли были либо предтечей спектаклей драматических, либо повторяли уже известные сюжеты и персонажей. Эта взаимосвязь двух видов театра необычайно обогатила их. Театр кукол оплодотворил искусство драматического актера, подвигнув его к поискам иных, более условных, масочных, схематичных форм, которые оказались в некоторые периоды более мобильными и расширили представления о возможностях драматического театра.

Человек-актер, долгие годы сохраняя эту новую, стилизованную форму игры, не мог соответственно не трансформировать ее — театр кукол получил свои эксцентрические приемы обратно уже в измененном виде. К тому времени пришла в ветхость чистая традиция кукольного искусства, а измененные приемы драматического театра были для него по-своему новы. Свежесть этих приемов подтолкнула кукольников на новые поиски.

Период развития комедии дель арте позволяет нам судить об этом процессе с наибольшей полнотой — сам процесс открыт, необычно обнажен. Думается, что подобные отношения сохраняются постоянно, только протекают они в более скрытом от глаз качестве.

Интересная работа была проделана советским исследователем, театральным историком и критиком, доктором искусствоведения Всеволодом Николаевичем Всеволодским-Гернгроссом. Он доказал, что одни и те же сцены могли оставаться содержанием и живопланных и кукольных пьес. Анализируя, например, две сцены народного театра — с царем и доктором, — Всеволодский-Гернгросс убедительно показывает, что «обе сцены бытовали в качестве самостоятельных комедий, а также входили в состав других пьес, например «Петрушки», «Царя Максимилиана» и «Лодки» (первая — для театра кукол, две вторые — для театра живопланного)».

Думается, что Всеволодскому-Гернгроссу удалось запечатлеть именно процесс взаимосвязи, взаимовлияния двух видов театра. Возможно, что театр кукол уже позаимствовал у драматических актеров необходимую ему сцену, а те продолжали еще некоторое время ее исполнять наряду с кукольниками. Мы знаем, что сцена с царем выпала из канонических текстов «Комедии о Петрушке», не получилась, не прижилась, а сцена с доктором стала одной из важнейших в классической кукольной пьесе. Из пьес же драматического народного театра она с десятилетиями выпала окончательно.



Обратим, однако, внимание на интересующую нас проблему. Заметим, что формирование «типа жизни», или, как назвал его А. М. Горький, «национального кукольного героя», шло в самом тесном освоении театром кукол традиций прошлого и идей сегодняшнего дня. Причем, как уже было сказано, многие материалы свидетельствуют о том, что этот «сегодняшний день» был осваиваем театром кукол не только прямо, непосредственно из жизни, а путем опосредований, заимствованных из фольклорных источников, из устного народного творчества.

Очень интересны для нас в этом смысле наблюдения, которые накопила наука об английском театре кукол. О том, что театр кукол был широко известен в Англии, говорит прежде всего тот факт, что в пятнадцати пьесах В. Шекспира есть упоминания о театре кукол, сравнения, связанные с марионетками, или метафоры, отражающие размышления героев, сравнивающих жизнь человека с судьбой марионетки.

В «Буре» чародей Просперо обращается к злым духам, называя их «полумарионетки»; упоминания есть также в пьесах «Антоний и Клеопатра» (действие 5, сцена 2); «Сон в летнюю ночь» (действие 3, сцена 2), «Ромео и Джульетта» (действие 3, сцена 5), «Гамлет» (действие 3, сцена 4), «Король Лир» (действие 3, сцена 2), «Двенадцатая ночь» (действие 4, сцена 2) и т. д.

Кукольный театр Англии →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL