ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Театральный костюм, как важнейший элемент живописно-пластического оформления


Важнейшим элементом живописно-пластического оформления является театральный костюм. Как писал художник В. Рындин, «это своеобразный живописный акцент спектакля». Иногда его автором является художник-сценограф. Иногда приглашают специальных художников-модельеров. Замечательным автором костюмов к спектаклям МХАТа была знаменитая Надежда Петровна Ламанова. Она работала в Театре Вахтангова, Театре Революции, Театре Красной Армии, создавала костюмы для кинофильмов «Аэлита», «Александр Невский», «Цирк», «Поколение победителей». Но родным домом, главным местом художественного творчества был, конечно, МХАТ. Станиславский очень ценил Ламанову, считал ее своим творческим единомышленником.

Спектакль Маскарад Эскиз костюма Нины
Спектакль «Маскарад» Александринского театра.
Эскиз костюма Нины, художник А. Головин.

«Долгое сотрудничество с Ламановой, — писал он, — давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма».

Спектакль Маскарад Эскиз костюма Шприха
Спектакль «Маскарад» Александринского театра.
Эскиз костюма Шприха, художник А. Головин.

Костюмы, вышедшие из ее рук (Ламанова не любила шить, лишь давала направление, силуэт, общий абрис и колорит будущего костюма), приняты на хранение в Государственный Эрмитаж — как шедевры искусства, как свидетельство времени.



Театральный костюм в спектакле прежде всего является средством выявления характера героя. Костюм подчеркивает героические или смешные, прекрасные, высокие или низменные черты персонажа, способствует его красоте или, напротив, увеличивает, сгущает нелепость, нескладность, непривлекательность действующего лица. В костюме может быть высокая поэзия, одухотворенность и самая злая насмешка. Как много значило в первом акте «Трех сестер» белое с изящным шитьем воздушное платье Ирины Прозоровой — «белокрылой птицы». Как содержателен, полон значения был черный, строгий, с узкой полоской белого воротничка и тонкой нитью золотой цепочки костюм Маши в тех же «Трех сестрах», несший в себе печать несчастливой жизни. Как разоблачительно «работал» невозможный контраст розового в бантиках и оборочках платья мещанки Наташи с зеленым поясом, который она скромно именовала «матовым».

Оформление в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL