ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Театральный художник - организатор пространства сцены


У замечательных художников-реалистов «мхатовского корня» (того же В.Симова) современные мастера учатся искусству проникновенной жизненности, жизненной поэзии, поэтической атмосферы (без чрезмерности мелочей, излишества деталей в забвении целого, чем грешило порой оформление некоторых спектаклей МХАТа).

От лучших театральных художников начала века (А. Бенуа, М. Добужинского и других) мы принимаем их огромное живописное мастерство, богатство колористических решений, их высочайшую культуру, чувство стилей разных эпох (без самодовлеющего утверждения живописного начала на сцене).

В прошлое ушли крайности и догмы конструктивизма (так быстро и широко захватившего сцену 20-х годов и так сильно прозвучавшего в оформлении ряда спектаклей тех лет) — его сухость, схема, холод, безобразие. Но вместе с тем современный театр воспринял, как необходимые и обязательные для себя, многие конструктивистские принципы: лаконизм, простоту, безбоязненность эксперимента, изобретательность, архитектурную трехмерность в разрешении сценического пространства.

Спектакль БДТ История лошади
Большой Драматический театр имени М. Горького, спектакль «История лошади» Л. Толстого. Холстомер — Е. Лебедев, Князь Серпуховский — О. Басилашвили.

Тело актера объемно, трехмерно. Следовательно, такой же объемной должна стать и декорационная установка. Когда -то на замечательном трагическом спектакле А. Таирова «Федра» в 1922 году потрясением для зрителей стал (помимо игры актеров Коонен, Церетели) взломанный изнутри, вздыбившийся плоскостями наклонных площадок прежде плоский пол сцены (недаром возникал в сознании зрителей образ несущегося в бурю, накренившегося корабля со всеми его палубными надстройками).

Театральный художник должен быть превосходным живописцем, колористом. Но он же и организатор пространства сцены, он — архитектор. Он и строитель, тонко чувствующий и использующий обнаженный материал, фактуру материала (ржавая железная сетка, которую использует в создании своего фантастического дома -колодца, улья нищеты и страданий художник А. Васильев в «Петербургских сновидениях» по Ф. Достоевскому на сцене Театра имени Моссовета; грубая веревочная вязка символического занавеса - рока у Д. Боровского в «Гамлете» на Таганке; серый холст, кожа сбруи в «Истории лошади» — художник Э. Кочергин на сцене Ленинградского БДТ и др.).

Главным уроком тех неповторимых, начальных в истории советского театра лет (применительно к искусству театральных художников) стало отрицание статической, пассивно -иллюстрирующей декорации.



Сегодняшние художники стремятся не к имитации, а к «театральности образного театра», которая не есть «бутафорская красивость, ... навязчивая нарядность», а есть «концентрация материала, его приподнятость, наибольшая выразительность» (Ю. Пименов).

«Оформление должно жить, как действующая сила, а не как фон» (Н. Шифрин).

«Игра актеров» должна быть уравновешена в «игре декораций» (П. Вильямс). (Ю. Пименов, Н. Шифрин, П. Вильямс — крупнейшие мастера сценического оформления, принадлежавшие к разным школам, работавшие в строго индивидуальной творческой манере, они тем не менее едины в отрицании натурализма на сцене.)
Художники спектакля Шлепянов и Сумбаташвили →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL