История моды маски куклы костюма

Происхождение театральной куклы

«Детская или народная игра... – писал уже в наши дни профессор Александр Иванович Белецкий в своей известной книге «Старинный театр в России», – в иных случаях ближе подведет нас к решению вопроса о том, что такое театр и каким он должен быть, чем произведение великого драматурга».

Бригелла

Бригелла – персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни (слуга); один из наиболее старинных персонажей-слуг итальянского театра. Представляет венецианский (или северный) квартет масок, наряду с Арлекином, Панталоне и Доктором.

Сторонники «детского происхождения» опирались не только на собственный опыт, но и на суждения педагогов, которые высказывались скорее о детях, нежели об искусстве, но мнения которых трактовались со всей допустимой решительностью. Великий педагог Фридрих Фребель в «Воспитании человека» говорил только об игре. Игре ребенка. «Игра есть высокая ступень детского развития, развития человека этого периода». Или о значении игры для всей последующей жизни человека: «Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека, и на этой ступени в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».

Никто не сомневался в том, что театр кукол может быть причислен именно к этому «хорошему». Тем более что многим нравилось в этом искусстве именно его «наивное, естественное начало». И все-таки точка зрения Шарля Нодье сильно пошатнулась для большинства с выходом книги французского исследователя Шарля Маньяна «Театр кукол от истоков до наших дней» (под «нашими днями» подразумевались восьмидесятые годы прошлого века).

Критика теории Нодье Маньяном носила очень живой, остроумный характер. «Действительно, – писал он о «Драме куклы», – это драма в зародыше. Правда, то же самое можно сказать обо всех детских играх, в которых в тысячах форм проявляется уже начало стольких великих вещей, инстинкт подражания. Однако же, если бы я смел предложить свое мнение в этом важном вопросе эстетики, я сказал бы, что не признаю куклы началом, а тем менее– типом марионетки, кукла, по-моему, даже не есть первое и самое простое порождение пластического творчества. Палка, на которой ездит верхом братец помянутой девочки, есть более простое, более первобытное выражение этого инстинкта».

Ученый-археолог, Маньян сам участвовал в раскопках, посетил все музеи игрушек и театральной куклы Европы, был широко знаком с основной литературой по театру кукол и пришел совсем к иному выводу. Он изучил имеющиеся материалы о культовом театре Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и нашел, что именно из первоначальных ухищрений сделать подвижным мертвое изображение бога и возникло искусство, давшее людям впоследствии то, что мы называем теперь театром кукол.

Маньян реконструировал исторический процесс. Человек взял в руки изображение бога и привел его в движение. Потом он сделал подвижными голову и руки. Расчленил тело «бога». Потом увеличил фигуру. Потом невероятно гиперболизировал ее, сотворив огромные автоматы, которые поднимались с места, открывали рты, рычали и выпускали изо рта огонь, дым, пар. Маньян предложил серьезную периодизацию театра кукол, назвав вслед за культовым театром средневековый народный театр, а потом – театр эпохи Возрождения с его знаменитыми героями народно-бесцензурного творчества: итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, русским Петрушкой, немецким Гансвурстом. Последний период Маньян обозначил вехами развития литературного, символистского театра XVIII–XIX веков.

Маньян первый предложил периодизацию не по формальному признаку театральной куклы (марионетка, перчаточная кукла, автомат или кукла теневая), а по характеру кукольных представлений. Его периодизацией впервые были, например, объединены марионеточные Пульчинелла и Полишинель, перчаточные Панч и Петрушка, а рядом с ними – теневой Карагез – все те, кто являлись героями народного сатирического театра. Маньян отлично понимал, что не устройство куклы (как это думали до него) решает судьбу и направленность театра. Не кукла сама по себе, а замыслы людей определяют эстетическую структуру и художественную потенцию этого искусства.

Кстати сказать, наука в последующие времена, особенно в последние тридцать-сорок лет нашего века, все более резко отходит от принятого некогда правила рассматривать кукольные представления по видам театральной куклы. Это объясняется прежде всего тем, что удалось доказать: история почти не знала чистых видов кукол, а замена одних видов другими происходила значительно чаще, чем это казалось ранее.

Далее ► Виды кукольных театров

Главная ► Мода и история театра