История моды маски куклы костюма

Театр и зрительская аудитория

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Богатой и сложной творческой практикой, исканиями и трудами шести десятилетий своей истории советский театр утвердил идею этой нерасторжимости. У него самая массовая и подлинно народная зрительская аудитория, живая, требовательная, ищущая, горячо и щедро реагирующая на все высокое и настоящее в искусстве, чуждая снобизма и пресыщенности.

В основе этого органического единства, неразрывной связи советского театра и народного зрителя лежит революцией рожденная идея о созидательной, преобразующей роли искусства, главная цель которого «выстроить нового человека» коммунистической идеологии и нравственности, воспитать «человеческое в человеке» (В. Розов. «Из бесед с молодыми драматургами»).

Театр – искусство прямого, непосредственного общения – от сердца, от разума к разуму, искусство горячего и открытого сопереживания актера и зрителя. Здесь ничего нельзя скрыть, симитировать, оправдать впоследствии смягчающими обстоятельствами. Скука в зрительном зале мгновенно объявится скукой, равнодушие – равнодушием. Так же как стремительно и вольно изольются, дойдут до сцены вдохновение, восторг, потрясенность людей, смотрящих спектакль.

Когда же наступают эти счастливые, главные, равно необходимые той и другой стороне мгновения? Прежде всего тогда, когда зрители ощущают спектакль и актеров как бы «участвующими в битвах своего времени» (Р. Роллан). Когда люди в зале узнают на сцене себя и жизнь, когда они захвачены живой и острой мыслью драматурга, режиссера, актеров, когда в создателях спектакля видна подлинная увлеченность жизнью и своим искусством, глубокая и искренняя обеспокоенность бедами и заботами человечества.

На сцене может быть драма, комедия, трагедия, но всегда искусство театра должно подымать человека, а не принижать, не сгибать его; духовно окрылять людей, давать им мужество и веру в трудах и борениях жизни, делать счастливее. Недаром столь важно основополагающе в театре понятие катарсиса – очищения, наступающего в финале увиденного и сопережитого зрелища.

Спектакль – живой и развивающийся процесс. Зритель должен стать соучастником его, пройти все его этапы, все сложности, прежде чем достигнуть результата, итога, вывода. Насильственно навязанная, внешне декларированная (а не прожитая, пережитая, выстраданная зрителем и театром) идея так и остается внешней и чужой, а подчас вызывает у людей, сидящих в зале, чувство внутреннего сопротивления. Ремесленная пьеса, ремесленный спектакль потому оставляет зрителя равнодушным, что все его ходы, авторские намерения очевидны и ясны с самого начала.

Часто по отношению к искусству сцены повторяется известное гоголевское высказывание о том, что театр это общественная кафедра. Определение, безусловно, справедливое, но его не нужно понимать прямолинейно и буквально. В театре действительно учатся жизни, истории, опыту поколений. Но еще и отдыхают, и веселятся, и получают удовольствие. Одна из первых статей А. В. Луначарского после революции, написанная в суровые, полные ожесточения и борьбы 20-е годы, так и называлась «Будем смеяться». Только умный, но не увлекательный и не эмоциональный спектакль скучен. Только веселый (без мысли и глубины) рискует обратиться в самый вульгарный балаган. Сцена – школа. Но школа особого рода. Остроумно и точно пишет об этом Г. А. Товстоногов в своей книге «О профессии режиссера»: "В этой школе не задают уроков и не требуют запоминаний. В этой школе нет учителей и учеников. С высокой кафедры сцены вопреки школьному этикету подсказывают зрителю ответы. И чем незаметнее эта подсказка, тем лучше «ученики»-зрители воспринимают «урок»-спектакль".

Быть «умницей своего времени», «актером-мыслителем» призывал в 1930-е годы деятелей и художников театра А. Д. Попов. «Драматург должен быть умнейшим человеком своего времени», – утверждает сегодня В. С. Розов, иначе ему не выполнить миссию духовного наставника людей. Настоящий, живой театр всегда впереди своего зрителя, искусством своим угадывает, обнажает еще только рождающиеся и формирующиеся тенденции и явления реальности. Но мудрость, философичность, глубина знания не может быть на сцене сухой и рациональной. Спектакль воздействует на зрителя прежде всего через живой образ, через живое человеческое чувство. Искусство сцены глубоко эмоционально. Титаны мирового театра Шекспир, Пушкин, Гоголь, великие драматурги, режиссеры, актеры всех поколений обладали мудростью и страстью, воздействовали на зрителя великой силой мысли и чувства.

Спектакль театра Маяковского Джигарханян в роли Сократа
Спектакль театра имени В. Маяковского «Беседы с Сократом».
Режиссер – А. Гончаров. Сократ – А. Джигарханян.

Сцена воспитывает и формирует зрителя идейно и духовно. Она же воспитывает и его эстетический вкус. С первых дней своего существования молодой советский театр, поставивший себя на службу революции, отвергнувший коммерческий, кассовый, чисто развлекательный буржуазный театр, начал борьбу за чистоту и подлинную художественность нового репертуара, за высокое и совершенное искусство актеров и режиссеров.

«Театр должен быть художественным воспитателем человечества, особенно нового поколения», – призывал первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский. Луначарский указывал на опасность «революционно-благонамеренной макулатуры», на компрометацию самых высоких идей, если они изложены «суконным языком» и принадлежат «деревянным фигурам, лишенным характера и носящим только на лбу этикетки с названиями».

Принцип гармонии, единства, неразрывности идейного и художественного начала стал основополагающим принципом советского театрального искусства. Именно такие высокоидейные и высокохудожественные спектакли обладают силой наибольшего воздействия на зрителя, формируют его сознание, его духовный мир, его эстетические критерии.

Все переменчиво, подвижно в театре. В том числе и зритель, у которого своя история, своя особенная на разных временных этапах судьба. Вне учета этой изменчивости, этой подвижности зрительского восприятия, социальных, национальных, исторических особенностей аудитории искусство театра не может существовать, быть действенным и необходимым. Не случайно такое важное место принадлежит проблеме зрителя во всех театральных манифестах и режиссерских системах.

Сразу же после революции изучению зрителя посвящают серьезное внимание социологи, искусствоведы, историки и критики театра. В 20-е годы создается «Общество изучения зрителя», «Комиссия по изучению зрителя», специальная театральная лаборатория при Государственном институте истории искусств. Театральная исследовательская мастерская при Государственной академии художественных наук и т. д. Многие из этих учреждений давно прекратили свое существование, остались лишь в истории нашего театра. Но сама тенденция напряженного и активного внимания, изучения зрителя, воспитания его – это осталось, развилось, утвердилось с годами.

Далее → Театр и культура зрительского восприятия

Главная → Мода и история театра

Яндекс.Метрика