История моды маски куклы костюма

Театр в середине 1920-х годов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Наверное, не состоялось бы новое рождение Художественного театра в советскую эпоху, если б не это мужество сближения с временем, безбоязненное всматривание, вслушивание в него, стремление понять, проникнуть в самую суть великих и грозных перемен. Не было бы второго рождения и цветения МХАТа, если бы не это прочное и сильное осознание своего долга, ответственности перед эпохой, народом, страной, которым в высшей степени обладали руководители Художественного театра. Вхождению в новую эпоху, органическому усвоению революционной новизны художниками старших поколений содействовала мудрая и дальновидная политика Коммунистической партии, лично В. И. Ленина, первого наркома просвещения – блестящего эрудита, энциклопедиста, литератора, драматурга, философа, критика А. В. Луначарского.

На стрежне, на перекрестке новизны социальной с новизной художественной (влияние которой нельзя отрицать в отношении старых театров «академизма и традиции») совершается процесс обновления МХАТа, в советскую эпоху вызревают зерна его будущего искусства «мужественной правды и простоты».

Трагедия Д. Г. Байрона «Каин», народная драма К. Тренева «Пугачевщина» – это только «созвучие революции» (формула, распространенная в раннем послеоктябрьском театре). В середине 20-х годов приходит глубокое проникновение в ее героическую и трагедийную стихию, ее высокие и светлые идеи, в ее гуманизм. В «Днях Турбиных» М. Булгакова, в «Бронепоезде 14-69» В. Иванова о революции сказано не через космические символы и отвлечения, не через грандиозные аллегории, а «через душу живого человека». С середины 20-х годов Художественный театр органично и смело вводит политику, политическую идею в самую плоть своих спектаклей. Меняется не только содержание его искусства, но и эстетические его качества. Искусство актеров и режиссуры МХАТа становится более собранным, мобилизованным, определенным, более мужественным в высказывании своих общественных симпатий и антипатий.

Позже, в 1938 году В. И. Немирович-Данченко напишет: «... Если бы не было Великой Октябрьской социалистической революции, наше искусство потерялось бы и заглохло».

Перелистывая историю советского театра, в каждом из последующих периодов находишь особенные и специфические приметы времени. Характерна судьба классики. Время само определяет круг необходимых имен, одних великих отодвигая в тень, другим отдавая явное предпочтение. В 20-е годы на афишах почти нет фамилии Чехова.

В 30-е годы, мажорные, полные энтузиазма, больших и радостных чувств, с огромной силой вспыхнет интерес к мощной и яркой драматургии Шекспира («Ромео и Джульетта» А. Попова в Театре Революции, «Король Лир» С. Михоэлса в Государственном Еврейском театре, «Отелло» с А. Остужевым в главной роли в Малом, «Отелло» с А. Хоравой в грузинском Театре им. Руставели).

После войны начнет свое возвращение на сцену великий человековед, гуманист Достоевский. Интересно рассказывал на одной из театральных встреч Г. А. Товстоногов, как родилась в конце 50-х годов идея обращения к роману Достоевского «Идиот», постановка которого с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина на сцене Ленинградского БДТ стала крупным событием, заметной вехой в развитии современного театра.

...Несколько лет тому назад кончилась кровавая и беспримерная в истории человечества война. Отошли в прошлое тяжелые послевоенные годы разрухи и разорения. Поднялась из руин страна. В искусстве возникла потребность напомнить о добре, о сострадании, о бесценности человека, после таких тяжких и безжалостных к человеку лет. (Товстоногов в своем обращении к теме гуманизма, бережности к человеку, бесценности и невозместимости живой человеческой жизни был не одинок.) Роман Достоевского режиссер вознамерился превратить в сценическое повествование о совершенно прекрасном, нравственно высоком человеке, который несет в мир добро. Родилась первоначальная идея спектакля. А дальше режиссер стал мысленно перебирать возможных исполнителей на роль Мышкина. Пришел на память никому не ведомый тогда и снявшийся лишь в крохотном, но очень ярком и человечном эпизоде в фильме «Солдаты» Иннокентий Смоктуновский. Выбор оказался на удивление верным. Достоевский вновь пришел на сцену, а в театр вместе с ним пришел оригинальный и талантливый актер, ныне один из крупнейших современных художников.

Далее → Театр в 1930-е годы

Главная → Мода и история театра

Яндекс.Метрика