История моды маски куклы костюма

Таиров и Камерный театр

Путь Таирова и его коллектива был сложным. В начальные годы существования Камерного театра, в первые послереволюционные годы, чувствовался определенный отрыв от условий русской действительности. Был и определенный крен в сторону самодовлеющего и самоценного эстетизма, преобладание изысканного и виртуозного профессионализма над чувством, над свободной и сильной эмоцией.

Революция решила судьбу и этого театра. По существу она cnacлa его от гибели и вырождения, дала его достигшим совершенства формам большое, волнующее содержание.

Таиров Александр Яковлевич с женой Алисой Коонен
Таиров Александр Яковлевич с женой, актрисой Камерного театра Алисой Коонен

Пафосом существования коллектива и лидера становится пафос сближения с жизнью, пафос простоты. После зарубежных гастролей в начале 20-х годов в Германии и Франции, где Камерный театр произвел ошеломляющее впечатление совершенной раскованностью, неистовством эмоций, трагических в «Федре» и «Адриенне Лекуврер», жизнерадостно-буйных, молодо-мажорных в «Жирофле-Жирофля», свободой обращения с театральными канонами и догмами, радостной энергией творчества, силой творческой жизни, – Таиров, отнюдь не очарованный буржуазными соблазнами Европы, с особой остротой и силой увидел и оценил величие и животворность всего совершившегося в революционной России. Он вернулся с огромным желанием работать. Он поставил цель наполнить обобщенные формы искусства Камерного театра конкретностью современности.

Созданный в 1926–1929 годах цикл постановок режиссера Камерного театра Таирова по пьесам американского драматурга Ю. О'Нила («Косматая обезьяна», «Любовь под вязами», «Негр») содержал в себе большой человеческий и социальный материал. Здесь не было прежней изысканности и отвлеченности. Сосредоточенно, скупо, точно, трагически-собранно говорили спектакли о неразрешимых социальных конфликтах капиталистического общества, о личности, духовный мир которой непоправимо искажен собственническими или рассовыми предрассудками. Здесь обнаруживало себя движение «к насыщенному реализму» (как Таиров характеризовал тогда новый этап своих поисков).

Но подлинным триумфом Камерного театра стала «Оптимистическая трагедия». Режиссер нашел близкого, одноприродного себе автора и через современную романтическую трагедию Вишневского со всей силой и щедростью выразил и свою художественную веру, и свое ощущение революции. В спектакле соединились мужество революционной патетики, романтическая приподнятость, новая поэтика героического и глубокая социальная и психологическая правда.

Далее ► Режиссер Вахтангов

Главная ► Мода и история театра