ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Спектакль и время


Современность — воздух театра, его плоть и кровь.
Г. А. Товстоногов

Время, современность — решающие факторы в существовании самого живого, непосредственного, изменчивого из всех искусств — искусства театра. Это тоже своеобразные режиссеры спектакля.

Гениальное живописное полотно, талантливое музыкальное творение, не понятое современниками, может быть по достоинству оценено в будущем. У театра такой возможности нет. Даже самая чуткая кинопленка не скажет зрителям будущего, каким в подлинности и силе своей был, чем потрясал в 60-70-е годы 20-го века тот или иной выдающийся спектакль. Как бы ответственно и тщательно ни старались воспроизвести, запечатлеть живой спектакль опытные кинооператоры — все это будет лишь бледной копией. Ибо ничто уже не восстановит неповторимый контекст времени, в котором создавался и воспринимался спектакль. Ничто не возродит ежевечерне возникающий, волнующий контакт зрителей и актеров, принадлежащих одной эпохе, занятых решением общих проблем. Ничто не сможет передать взволнованные токи, душевные движения, идущие из зала и дающие ободрение и поддержку актеру. Никакая пленка, никакие самые талантливые мемуары не скажут нам об этой взаимной трате души на подмостках и в зале.



Театр существует в строгом соотнесении со своим временем, с питающей его человеческой, общественной, художественной и жизненной средой. Театр должен быть понят и принят здесь сейчас, сегодня. Не случайно на «живые» и «мертвые» разделяет театральные коллективы режиссер Питер Брук в своей книге. Мертвые — значит существующие именно по инерции прошлого. Каждый вечер зажигают они огни рампы, дают занавес, играют спектакли, но ничего насущно важного, подлинно необходимого, нового не говорят человеку-современнику.

Через классику, через шедевры мировой драматургии соединяет театр своих зрителей-современников с общечеловеческим и вечным. Но и тогда слышит он диктующие ритмы и тоны нового времени, погружаясь в прошлое, в историю, помнит о настоящем.

Каким бы событиям ни был посвящен спектакль, когда бы ни был поставлен, он с обязательной необходимостью вступает в контекст времени.

Зрителю откроются жизненные ситуации героев. Он будет следить за развертыванием судеб, но одновременно искать и читать в них что-то свое, особенно волнующее, важное в настоящий момент, составляющее заботу и содержание современности. Примеров подобных созвучий общего с личным на сцене множество и в истории нашего театра, и в его сегодняшнем бытие.

Спектакль «Димитрий Донской» →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL