ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Шумовое и звуковое оформление спектакля


За кулисами Художественного театра можно было встретить самых знаменитых и опытных, уважаемых артистов, явившихся специально для того, чтобы участвовать в шумовом и звуковом сопровождении спектакля.

И. М. Москвин в чеховских «Трех сестрах» изображал за сценой чириканье воробья. «Тут же рядом... стоял К. С. Станиславский, тоже загримированный, в костюме полковника Вершинина, и изображал звуки еще какой -то птички. Стоял В. В. Лужский, изумительно ворковавший голубем и хлопавший в ладоши, передавая полет голубей» (И. М. Москвин).

Насколько большое значение придавал Станиславский звуку на сцене, свидетельствует полукомический-полудраматический эпизод, произошедший во время гастрольной поездки Художественного театра. Как известно, в «Царе Федоре Иоанновиче» звучат колокола московских соборов. Дома, в Москве, долго подбирали гамму мощных, рокочущих и мелодичных созвучий. Едва прибыв на место назначения, начав репетиции, Станиславский занялся колоколами. И вдруг обнаружилось, что не хватает самого низкого по тембру и мощного из всех. Неописуем был гнев Константина Сергеевича, в полном забвении кричавшего работникам постановочной части, что они могли не привезти его, Станиславского, забыть Москвина — исполнителя главной роли царя Федора, не приехать сами, но — взять колокол обязательно. Никаких резонов насчет того, что огромный и тяжелый колокол не помещался в вагон, Станиславский не желал слушать.



Во МХАТе воспроизведение шумов и звуков поручалось исключительно актерскому составу (бутафоры, рабочие сцены могли выполнять лишь простейшие шумовые задания). Самые знаменитые из мхатовских корифеев с увлечением отдавались этой новой и не разведанной еще области театрального дела.

Звук на сцене очень заботил А. П. Чехова. Не раз в переписке по поводу «Трех сестер» беспокоился Чехов о том, как и с помощью чего будет изображен набат в сцене ночного пожара (3-е действие).

Вместе с режиссером-постановщиком руководитель шумами сочиняет шумовой образ спектакля, определяет место и особенности звуковых вторжений в спектакль, их созвучие с музыкой, с голосами актеров, их действие на паузе, в тишине сцены.

За многолетнюю историю Художественного театра в коллективе выросли настоящие энтузиасты шумового дела. Один из самых замечательных мастеров звукового оформления — народный артист РСФСР В. А. Попов. Прекрасный актер, создатель образов Фирса («Вишневый сад»). Актера («На дне»), Карпа («Лес»), капитана Каттля («Домби и сын»), Попов очень рано — буквально с первых своих лет в Художественном театре — увлекся искусством звукового сопровождения. Не оставляя актерской деятельности, он стал замечательным театральным конструктором шумо - и звуковоспроизводящих инструментов. Он написал уникальную в своем роде книгу «Звуковое оформление спектакля» и был удостоен за свою новаторскую работу Государственной премии.

«Шум и звуки — органическая часть спектакля» — так озаглавил Попов вступление к своей книге, содержащей огромное количество чертежей, практических советов по шумовой аппаратуре, использованию разнообразных по форме и фактуре материалов для воспроизведения тех или иных звуков на сцене.

Шумовое и звуковое оформление подчинено идее спектакля. Оно помогает создать необходимое настроение, атмосферу действия. (Вспомним ночную сцену объяснения Сони и Елены Андреевны в «Дяде Ване», тишину, тяжкость душного предгрозья, оглушительный грохот грозы и дождя и — пробуждение ожившей природы, утренний щебет птиц, падающие с листьев тяжелые капли. Или финал — отъезд Астрова и Серебряковых — тихое стрекотание сверчка, перебор гитары, стук счетов и замирающий вдали звон колокольчика.)

Шумы и звуки могут быть аккомпанементом, сопровождением живых голосов актеров. А могут выдвигаться на первый план, превращаясь в своего рода самостоятельную действующую силу спектакля.

В «Сталеварах», например, это могучее и ровное биение, звучание пламени в печи — проходящая через весь спектакль тема «огня очищающего».

В «Человеке со стороны» лязгающая, железная, скрежещущая гамма звуков как бы восполняет отсутствующую декорацию завода. Завод, цех, работа людей на сцене представлены звуком.

Звук может выручить сцену, на которой можно показать далеко не все. В «Анне Карениной» ослепительные огни головных фонарей и нарастающий шум колес на рельсах рождают ощущение поезда, под который через мгновение бросится Анна.

Музыкальное сопровождение спектакля →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL