ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Школьный театр в Восточной Европе


Размышляя о развитии школьного театра в Польше и на Украине, литературовед и историограф кукольного театра Александр Иванович Белецкий делает подробный анализ и «аллегорического действа» и форм его проникновения в жизнь: «К какому бы жанру ни относились пьесы — будь это школьные диалоги, пьесы на случай, народные спектакли, драмы церковного характера,— у всех одна общая черта — склонность к иносказанию, к аллегоризму. Это понятно: все католическое миропонимание проникнуто символизмом: душа человека — арена добрых и злых побуждений, земля — место борьбы между небом и адом, история человечества до Христа — ряд прообразов, история человечества после Христа — ряд картин неисповедимости Божественного Промысла.

Скапино

Скапино (Бригелла, Буффетто) — первый дзанни, умный слуга. Одет в полотняную блузу, длинные панталоны и плащ. Костюм белого цвета у Скапино обычно обшит зелеными галунами; он носит желтые кожаные башмаки. У пояса черный кошель, за поясом кинжал (иногда деревянный, но чаще настоящий). Маска — волосатая, темного цвета с черными усами и с черной торчащей во все стороны бородой.

К запасу аллегорий и символов, накопленных средними веками, возрождение классической древности прибавило образы античной мифологии, допущенные духовными авторами также в качестве иносказаний. В результате получилась причудливая смесь, нашедшая себе выражение, впрочем, не только в искусстве театра, в живописи, в скульптуре, — не говоря о поэзии вообще. Агитация не велась сразу в нескольких направлениях. Прежде всего она преследовала цели религиозной пропаганды. В свою очередь последняя должна была привести к искоренению ересей и схизм в Польском государстве. А главными врагами римского престола в Польше были — протестантизм и православие. Первого нужно было искоренить, второго врага, менее опасного, можно было приручить, и средством приручения была, как известно, церковная уния. Но в XVI—XVII веках для Украины эта уния обозначала почти отказ от своей национальности, полную ассимиляцию. Первые попытки ее встретили горячий протест, и не только в низах народных. Иезуиты нуждались в содействии властей. Нужно было разжигать и укреплять национальное самомнение в правящих классах. Этого можно было достичь между «прочим» средствами искусства.

В 1623 году в иезуитской коллегии в Познани по случаю приезда короля Сигизмунда была поставлена пьеса, очень типичная в этом отношении. В первой части являлась олицетворенная Польша, ликующая по случаю Хотинской победы, ободряемая своим ангелом-хранителем, во второй этот ангел показывает ей тени врагов, ныне бессильных и складывающих оружие у ног непобедимой царицы. Проходят отряды Наливайки, царя Михаила, патриарха Московского, турка, татарина, шведа, мирлянда, Польша их судит и наказует. Но к ней подходит Религия, напоминая, что своей мощью Польша обязана своей набожности, которую должна хранить свято. Иезуитской агитации на театральных подмостках Украине нечего было противопоставить».

В XVII веке издается целый ряд польских учебников, которые содержат между прочим и диалоги, декламации, предполагающиеся к исполнению во время школьных церемоний. «Среди этих церемоний, — пишет Белецкий, — львовская поэтика конца XVII века указывает, конечно, и тему страстей Христовых: ее содержанием «служат плачи, сетования, изъявления благочестивого сострадания страждущему Христу», материал для нас могут дать аллегорические лица, как, например, Человек, Грешник, Душа, Свободная Воля, Польша и прочее. По желанию она может быть облечена в диалогическую форму, но если она исполняется утром — то не должно быть никакой сценической обстановки, вечерняя исполняется в виде драмы. Но также несложной, с теми же аллегорическими действующими лицами».



«Аллегорическое действо» вовсе не умерло вместе со школьной драмой. Тип театра пережил время и понадобился истории вновь и вновь для агитационных задач, когда власть взял в свои руки народ и народу потребовалось это звучное и яркое зрелище, чтобы привлечь внимание к своим задачам, своему историческому делу.

Агитационный театр →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL