ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Режиссура начала 20 века


Режиссер нашего времени, непосредственно не учившийся у Станиславского, но по сути и художественной вере, по самому характеру своего творчества являющийся верным и глубоким последователем школы Художественного театра, Георгий Александрович Товстоногов ввел термин «роман жизни». «Роман жизни» должен создать в своем воображении и сознании режиссер, начиная спектакль, додумывая, договаривая истории героев, читая их прошлое, угадывая их будущую судьбу.

К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, следующие в их русле А. Попов или Г. Товстоногов, режиссеры психологического направления, видели предстоящий спектакль в массе живых, конкретных, человечных и красочных деталей и подробностей.

Режиссура в театре Мейерхольда Спектакль Баня
Режиссура в театре Мейерхольда. Спектакль «Баня» Владимира Маяковского.

По-иному представлял спектакль режиссер более условного театра Вс. Мейерхольд. У драматурга А. Файко, встречавшегося с Мейерхольдом в работе, есть тонкое и точное замечание о великой власти «Мейерхольдовского наваждения» — целостного, образного видения будущего спектакля. «Для Мейерхольда, — пишет А. Файко, — всегда был важен синтез, еще до анализа, целое до частностей, он шел всегда путем дедукции, не в теоретической словесной формулировке, а интуитивно, зримо, осязаемо, слышимо, может быть даже обоняемо». Мейерхольд предчувствовал будущий спектакль не в деталях его, а в общем темпераменте, в общей мажорной или трагедийной тональности звучания, в колорите цветовой гаммы, в особенности ритма...



Бывали в истории нашего театра этапы, когда роль драматургии, литературы, слова на сцене подвергалась сомнению. В 1900-е годы, работая в студиях Петербурга, Мейерхольд в азарте полемики хотел заменить театр слова театром движения.

Объявляя в 1913 году свою первоначальную художественную программу, главный режиссер Камерного театра Александр Яковлевич Таиров отводил драматургу всего лишь вспомогательную роль сценариста для будущего театрального представления.

Однако на деле человек большой культуры, литературной эрудиции, он постоянно обращается к значительным, вечным произведениям мировой драматургии («Федра», «Гроза», «Саломея» и т. д.).

Сегодня мысль о том, что литература — основа театра, что драматург — важнейшая отправная фигура театрального процесса, не вызывает сомнений. Это аксиома. Сам «отрицатель» и защитник независимости театра от смежных искусств и литературы, Мейерхольд в итоге оказался во многих своих постановках интерпретатором классики на нашей сцене. Он целой жизнью своей был связан с великой драматургией прошлого — Пушкиным (начинал ставить в III студии МХАТа «Бориса Годунова»), Лермонтовым (осуществил «Маскарад»), Гоголем («Ревизор»), Грибоедовым («Горе уму»), Островским («Доходное место» и «Лес»), Мольером («Дон Жуан»). В послереволюционные годы работал с многими талантливыми писателями нового времени: Маяковским, Вишневским, Сельвинским, Безыменским, Германом и другими...

Режиссер и идея пьесы →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL