ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Режиссеры молодой республики


В 1920-е годы вслед за корифеями на подмостки молодого советского театра вступило первое послеоктябрьское поколение режиссеров молодой республики — яркие, самобытные художники...

Здесь был Алексей Дмитриевич Попов — создатель спектаклей, которые заслуженно стали классическими образцами советского театра (погодинский цикл — «Темп», «Поэма о топоре», «После бала», «Мой друг»; шекспировские «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой»; спектакли военно-патриотической темы, «Поднятая целина» М. Шолохова). Рыцарь современной темы, первооткрыватель советской драматургии (Погодин, Лавренев, Сейфуллина, Чепурин, Винников, другие), Попов неизменно искал глубокого и мощного воплощения советской действительности на сцене, живой современности в ее генеральных, определяющих темах и звучаниях (революция во флоте, революция в среде интеллигенции — «Разлом»; революция в деревне — «Виринея»; освобожденный, поэтический, творческий труд советских людей — «Поэма о топоре», «Мой друг»; эпопея коллективизации — «Поднятая целина» и будни современной колхозной деревни — «Степь широкая»; трагическая страда Великой Отечественной войны 1941-1945 годов).

Режиссер Попов
Режиссер Попов Алексей Дмитриевич (1892-1961), народный артист СССР

Начавший свою жизнь в Художественном театре возле Станиславского и Немировича-Данченко, Попов никогда не забывал своих мхатовских корней и оставался поборником правды на сцене. У него был неуживчивый, трудный характер. Он уходил из театров, расставался с признанием, успехом, увлеченный новыми перспективами. На всем сложном, полном борений своем пути Попов одинаково ненавидел бесконфликтность, ложь, украшательство в искусстве. От своих учителей он воспринял дар строительства театра как единого, идейно-художественного монолита, дар воспитания актеров-единомышленников, способность к глубоким теоретическим обобщениям.



Среди режиссеров молодой республики был еще один мхатовец, гордившийся званием пожизненного актера МХАТа, Алексей Дикий, режиссер громадного, исконно русского темперамента, обладавший особым чувством национальных характеров, народной одаренности. Резко своеобразный художник — неистовой, озорной, буйной фантазии и четкой выверенной формы, А. Дикий, как он сам признавался, тяготел к «театру здоровых основ, демократического героя и ясных демократических идей». Будь то лесковская «Блоха», поставленная под влиянием народного площадного балагана, красочного лубка, монументальная, массовая «Первая Конная» Вс. Вишневского или остроконфликтный, наполненный скрытым злодейством перерождения и предательства «Человек с портфелем» А. Файко, «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову или «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина или «Тени» М. Салтыкова-Щедрина — все спектакли Дикого без исключения обнаруживали огромный режиссерский темперамент, гиперболизм режиссерского мышления, взрывчатость, отчаянную интенсивность чувств. В них чувствовался сам Дикий — «озорник и язычник», «задиристый, резкий, беспощадно насмешливый», точно расставляющий акценты «за» и «против». Недаром ни один из спектаклей не воспринимался безоговорочно, наоборот, вызывал активную и яростную полемику.

Здесь был вахтанговец Рубен Симонов с его органическим ощущением приподнятой театральности, небудничности театра, с его великолепным темпераментом жизнелюбца в актерских и режиссерских творениях.

Вахтанговец, но в такой же степени и мхатовец Юрий Завадский, через юношескую студию молодых актеров-учеников, через годы театральных странствий пришедший к своему театру высокой театральной культуры, тонкого артистического стиля и прекрасных актеров — Марецкой, Мордвинова, Абдулова, Оленина, Плятта...

Здесь глубокий и тонкий психолог, неизменно человечный во всех своих созданиях, обладающий безошибочным чувством жанра, авторской природы Андрей Лобанов; режиссер-философ, художник мощной мысли и яркой образности Соломон Михоэлс, один из интереснейших теоретиков и исследователей нашего театра, защитник и энтузиаст поэтически-образного начала на сцене; режиссер-монументалист, романтик Николай Охлопков и еще многие, многие другие...

Советские режиссеры →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL