История моды маски куклы костюма

Режиссер Хмелев и его постановка спектакля «Последняя жертва»

В 1944 году на сцене Художественного театра Н.П. Хмелев, великий советский актер и один из самых интересных режиссеров новой мхатовской поросли, осуществил постановку «Последней жертвы» А. Н. Островского. Начальные эскизы художника В.В. Дмитриева носили чисто бытовой характер. По существу они были нейтральны по отношению к хмелевскому замыслу.

Во втором акте действие происходило в богатом доме Флора Федуловича Прибыткова. В начальном эскизе В. Дмитриев сознательно подчеркнул безвкусие, аляповатость обстановки. Зеленые стены вступали в кричащее несоответствие с красной обивкой тяжелой мебели. На полу лежал пестрый и тоже аляповатый ковер. Вдобавок ко всему из деревянной кадки поднималось искусственное дерево.

Режиссер и актер Хмелев
Режиссер и актер Хмелев

Здесь и вправду мог жить недавно вышедший в люди замоскворецкий толстосум. Но здесь не мог существовать Прибытков – И. М. Москвин – богач новейшей, европейской формации на русской почве, уже давно и прочно «цивилизованный», видевший мир, слушающий Патти и мировых знаменитостей в постоянном абонементе; Прибытков жесткий, цепкий, властный, но безусловно талантливый, умный и при всем своем богатстве жаждущий счастья, простых человеческих радостей.

Золото, «золотой мешок», полновластным хозяином которого является Прибытков, определили решение Дмитриева. Сверкающий золотом дворец миллионера возникал на сцене. «Золотые стены, золотая отделка белой мебели, золотые шандалы ламп, золотые корзины с цветами, тяжелые золотые рамы картин, золотой экран у белого камина, золотые бокалы на золотом столике. Здесь было царство золота, его обиталище, его «центр», пишет в книге «Хмелев за режиссерским столом» критик В. Комиссаржевский. А «бледные розы» в вазе на белом рояле, тонкая люстра, цветы в золотой жардиньерке, картины на стенах говорили о том, что человек, живущий в золотом дворце, чувствует прекрасное, обладает изысканным вкусом, знает цену золота – и бесценность красоты, чистой и поэтической женской души, искреннего сердечного чувства, которые нельзя купить ни за какие деньги. Этот сверкающий и изысканный мир подготавливал зрителя к восприятию главкой во втором акте, «потрясающе» произносимой Москвиным фразы Прибыткова: «Этот поцелуй, Юлия Павловна, дорогого стоит, Да-с, это от души... дорогого стоит».

«Необходимо найти главное – сопряжение среды, аксессуаров, с одной стороны, с пьесой, с другой – с артистом. И в центре этой развилки, как регулировщик, стоит режиссер, который должен создать контрапункт из различных элементов спектакля и подчинить их одной мысли, одному решению», – пишет в книге «О профессии режиссера» Г. А. Товстоногов.

Далее ► Декорации в истории советского театра

Главная ► Мода и история театра