История моды маски куклы костюма

Марионетки, перчаточные и тростевые куклы

Разновидности кукол

Существуют десятки энциклопедических определений. Последнее: «Театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (кубик, шарик, палочка), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами.

Панталоне

Панталоне – персонаж-маска итальянской комедии дель арте, носящий длинные красные штаны (панталоны). Представляет венецианский квартет масок, наряду с Арлекином, Бригеллой и Доктором. Прообразы маски Панталоне можно встретить в античной комедии, а также в итальянской новелле Эпохи Возрождения.

Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы–перчаточные (Петрушка), тростевые куклы, механические, теневые. Куклы имеют различный размер (от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста). Различие форм и характера представлений театра кукол обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, условиями, в которых происходят выступления, и взаимосвязью с другими видами искусства (графика, народная игрушка, скульптура, театр масок; в театре кукол XX века – кино).

Способность отражать яркие, характерные черты человека в их наиболее общем проявлении, образная нарицательность, убедительность иносказания, предметность сценической гиперболы, характерные для искусства театра кукол, определили преобладание в их репертуаре сатирических, а в ряде стран народов Востока и Азии – героико-патетических представлений». Стало быть, это искусство, в котором художественный образ создается с помощью актера-кукловода, приводящего в действие театральную куклу.

Но ведь во многих театрах кукол мира нет вообще никаких кукол. Образ создается лишь с помощью одной человеческой руки. Общее место всякого размышления о театре кукол: здесь работают артисты, отделенные от зрителя ширмой. В большом числе театров кукол нет вообще никакой ширмы и актеры работают перед зрителем на открытой сцене, сознательно обнажая секреты своего мастерства.

В применении к театру кукол часто употребляют термины «нарицательное» или – «нарицательно-метафоричное», «иносказательное», «афористичное» искусство. А разве менее метафоричны, афористичны, скажем, басня, притча, мультфильм? Разве не матафоричны в самом высоком смысле слова многие «человеческие» фильмы, спектакли наших современников?
Считается, что театр кукол способен к гиперболе. Многие видят в этом его очень важную особенность. Если же постараться вспомнить наиболее яркие удачи в создании сценической гиперболы хотя бы за последние пятьдесят лет, придется прежде всего назвать имена Чарли Чаплина, Михаила Чехова, режиссеров Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Товстоногова, которые не имеют к куклам никакого отношения.

Принято думать, что театру кукол легко дается сатира. Многие из кукольников десятки лет заклинают всех своей родственностью сатире Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Маяковского. А в это время «человеческий» театр переиграл – и продолжает играть – всего Маяковского, с наслаждением играет Гоголя и Салтыкова-Щедрина. А кукольники все ждут своего часа. Ошибка утверждения?

Снова общее место: у кукольников есть «своя» драматургия, имеющая свои специфические законы. В последние пятнадцать лет наиболее интересные спектакли в театрах кукол мира родились на основе пьес Николая Васильевича Гоголя, Жана Ануйя, Альфреда Жарри, Гарсии Лорки, Ярослава Гашека и братьев Чапек, балетов Игоря Стравинского – произведений, написанных отнюдь не для кукольников.

А «своя» драматургия – пьесы и оперы, предназначенные для театров кукол,– с неменьшим успехом игралась в «человеческом» театре. Вспомним «Синюю птицу» Meтерлинка во МХАТе, «Божественную комедию» Штока во многих драматических театрах страны, «кукольные» оперы Гайдна, исполняющиеся людьми во многих странах мира.

В последние тридцать-сорок лет появилось особенно много работ, в которых живет настойчивая и убедительная попытка определить особые, специфические свойства театра кукол, его резкую отграниченность от других зрелищных искусств. А в традиционном японском и китайском театрах кукол, как правило, играются те же пьесы, с теми же сюжетами, действующими лицами, что и в драматическом «человеческом» театре. История оборотня, обезьяны Сун У Куна, одинаково интересна зрителям, показывается она на ширме театра кукол или в «живом» плане. Кстати сказать, маска Сун У Куна, хорошо известная китайскому зрителю, одинакова, идет ли речь об актере драматического театра или о кукле.

И еще одно общее место: куклы могут делать нечто такое, что человек-актер делать не в состоянии, и, наоборот, куклы не могут сыграть то, что играет человек-актер. Бесспорное как будто утверждение. А история тем не менее не признает за этим правилом никакой абсолютности. Трудно, например, сказать, кто больше играл Шекспира – люди или куклы. Более того, бывали в истории театра времена, когда пьесы Шекспира на его родине, да и не только на его родине, игрались почти исключительно кукольниками.

Принято считать, что театр кукол – искусство, отличающееся особой формой обобщенности, или, как любят говорить кукольники, – это театр самого высокого обобщения. Более того, кукольники и особенно теоретики театра кукол любят подчеркивать нарицательность этого искусства. Но разве менее высока степень обобщенности во многих балетных спектаклях, где и герои и ситуации абстрагированы до символов? И еще: какой из спектаклей театра кукол за последние тридцать-сорок лет поднялся до той степени обобщенности, в которую сумели возвести свои образы Чарли Чаплин, Марсель Марсо, Аркадий Райкин?

Далее ► Первая кукла Первой Девочки

Главная ► Мода и история театра