История моды маски куклы костюма

Портретная кукла и персонажи фольклора

Очевидно, во всех этих суждениях есть доля истины. Эти свидетельства помогают нам понять сложнейшую работу, которую проделало время, чтобы выпестовать и сформировать то действительно выдающееся явление мировой культуры, каким является создание «типов жизни» – героев, которые пережили время и остались доброй памятью истории, сохраняя веками свое непреходящее значение.

Костюм Алладдина

В итальянском театре наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы существовали и герои дня, лица злободневные, сегодняшние, образы, ни в какой мере не могущие претендовать на масочную нарицательность.

Темой специального исследования может стать труд, посвященный процессу образования «типов жизни», процессу складывания масочных героев. Но было бы ошибкой не заметить, что часто в трудах, посвященных истории создания репертуара театра кукол, появляются свидетельства о наличии во многих пьесах – и традиционных и злободневных – неких лиц «сегодняшнего дня». Еще одно высказывание Йорика: «На сцене странствующего итальянского театра марионеток изображались популярные лица дня (!) и местные типы характеров, сделавшиеся образцами «масок», которые сохранились в неизменном виде и до нашего времени».

Как и в античные времена, существовали в итальянском театре наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы (все как и сегодня!) и герои дня, лица злободневные, сегодняшние, образы, ни в какой мере не могущие претендовать на масочную нарицательность. Следует сразу же подчеркнуть, что наличие в кукольном театре популярных фигур отнюдь не является привилегией итальянского искусства.

В исторических исследованиях, посвященных развитию театра кукол на территории Румынии, прямо указывается на постоянное введение в действие именно фигур сиюминутных, популярных. Достаточно назвать одного из постоянных персонажей румынского театра народных кукольников начала – середины XIX века – Наполеона. – излюбленную фигуру в этом театре, – чтобы убедиться в справедливости такого утверждения.
Русская история театра кукол знает еще больше примеров использования в представлениях портретных кукол. Вся история советского агитационного театра кукол зиждется именно на создании портретных кукол – знаменитых пародий на широко известных лиц. Кого только нельзя было встретить в кукольном собрании агиттеатра двадцатых годов или агиттеатра Великой Отечественной войны – здесь и Чемберлен, и Гитлер, и Муссолини.

Они не были единственными персонажами. Точно так же как в итальянском театре, где наряду с популярными лицами дня родился, выжил и стал гордостью итальянского искусства знаменитый Пульчинелла, в русском – остался Петрушка, в румынском – Василакэ. Сочетание это сохраняется и в любом другом театре. Героями кукольных представлений чеха Матея Копецкого (конец XVIII – начало XIX века) были разные герои – Кашпарек, родной брат Пульчинеллы, и рядом с доктором Фаустом, Мефистофелем – популярные лица дня. Популярные лица, как и все злободневное, умерли вместе с родившими их представлениями. Кашпарек остался в благодарной памяти чешского народа, что доказывается двумя памятниками этой кукле. У Кашпарека больше заслуг, чем у кукол популярных лиц. Это бесспорно. Как больше заслуг у румынского Василакэ, знаменитого национального героя, нежели у случайно затесавшегося к нему в компанию Наполеона. Больше, потому что функции национального героя всегда глубже, шире и значительнее, чем задачи популярных лиц.

Мы можем, однако, проследить, как именно популярные лица, обрастая наслоениями времени, обретая способность становиться образами обобщенными, в течение веков, постепенно (это многосложный процесс) обретали способность из обычного действующего лица превращаться в маску. Взаимодействие масок рождало эстетическую платформу для создания «типов жизни». Сама действительность отбирала, формировала эти «типы». Взаимодействие «типов» создавало в свою очередь реальную основу для рождения национальных кукольных героев. Они формировались веками и веками оставались бессмертными. И снова жизнь корректировала, отслаивала от примесей, от наносного и случайного самое существенное в них. Поэтому и представляется справедливым, что в создании этих героев участвовал весь народ, «его рацио и интуицио». Предмет специального изучения – закономерность и логика связи отдельных зрелищных искусств.

Представляется, что эта закономерность существует – зрелищные искусства как форма общественного сознания неотъемлемы от жизни, но именно жизнь и корректирует то многообразие функций, которые ложатся на них. Если же утвердиться в мысли, что все зрелищные искусства представляют собой для каждого времени единую эстетическую систему, то станет очевидно: театр кукол с его даром к масочности и схематизму, а в связи с этим и способностью к многовековому сохранению, оттачиванию, совершенствованию сценических типов представляет огромный интерес для всех других смежных искусств и для литературы. Одной из важнейших его функций является сохранение и оттачивание образов высокой нарицательной обобщенности, образов, в которых отражаются важнейшие, типические человеческие черты, имеющие, как правило, исторически определенные социально-нравственные корни.

Сложилось так, что театр кукол во всем мире, став подлинно народным искусством, развивался в очень большой близости со всеми формами народного творчества, изобразительными (в том числе и народными промыслами), зрелищными и, конечно, фольклором. Кукольники играли многие из народных сказок, притч, легенд. Любой образ, однако, перешедший из устного творчества на кукольную ширму (а этот переход осуществлялся подчас десятилетиями), обретал не только новые черты, но и зачастую совершенно новое качество. И потом, когда эти фольклорные герои снова становились предметом изучения и интересом литературы, они уже мало походили на своих прародителей – образ обретал в сравнении с литературным не только некоторую схематизацию, но и резкую гиперболизацию отдельных, чаще основных, черт и нередко – афористическую объемность.

Далее ► Литературные персонажи

Главная ► Мода и история театра