ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Персонажи кукольного театра


Не следует также забывать, что обычаи того времени допускали многое, что теперь показалось бы смелым и неприличным. Одновременно рядом с этими «лицами дня» фигурировали герои и совершенно другого склада, типа, степени обобщения. Йорик пишет: «Марионетки Фотиния не щадили даже богов (они могут считаться родоначальницами современных свободных мыслителей). Действующие лица, в сущности, незначительно разнились от современных нам, и марионетка из музея «Сатрапа», описанная Мюре, со сгорбленными плечами легко могла бы сойти за Полишинеля, если б нам не было известно, что это было точным изображением «Maccus». Цитерия и Петрейя как две капли воды напоминают Коломбину и Розарию, а старинный «Manducus», со скрежетом зубовным угрожавший заживо проглотить своего собеседника, представляет не что иное, как современного Рогантино, грозные тирады которого заставляют дрожать наших детей от страха, так же как и во времена Ювенала.

Костюм арлекина

Арлекин — название одной из комических масок итальянского национального театра commedia dell'arte, происхождение которой приписывают древнеримским ателланам. Арлекин появляется в плотно обтянутом костюме, сшитом из кусочков материи всевозможных цветов, с коротко обстриженными волосами, иногда в черной полумаске и с деревянным мечом у пояса.

Другими неизбежными персонажами кукольного театра в Риме были «Pappus», «Buccus» и «Cansar», изображавшие типичных представителей тунеядства, обжорства и глупости, перешедших впоследствии с незначительными лишь изменениями в импровизации ателлан... откровенных в смысле выражений и жестикуляций, о которых так часто упоминается в истории драматической литературы у всех народов на свете.

Можно задаться вопросом, не идет ли здесь речь о театрах разного типа, различной сословности. Тем более что тот же Йорик предполагает, что в Греции и особенно в Риме существовали театры кукол различной социальной принадлежности. «В Риме, — пишет он, — существовали марионетки для высшего класса, так же как и кукольные представления на открытых площадях, портиках, углах улиц и в театрах. Одно из них внушило рабу Даву дерзкое замечание, других вдохновляли философские размышления Персея, Ювенала, Авлия и Марка Аврелия».

И тем не менее, даже если убедиться в том, что уличный театр отличался от театра аристократического, нельзя не заметить общности процесса, происходившего и в том и в другом роде зрелищ. Формирование «типа жизни», каким оставался Маккус или Бахус, не исключало наличия здесь же, рядом с ним тех героев, за плечами которых не было никакого эстетического, исторического опыта, которые возникали и уходили вместе с рождавшими их импульсами самого времени.

Примечательно не только то, что сиюминутные герои не способны были вытеснить кукольных «типов жизни», но и сами эти «типы жизни» находили формы и способы сосуществования с этими сиюминутными героями — различная степень их обобщенности, иная их эстетическая природа не мешали сотрудничеству, не разрушали целостности самих представлений.

Средневековая культура не изменила, а, пожалуй, еще более укрепила это свойство театра кукол. Во времена средневековья, а тем более в эпоху Возрождения это его свойство обрело новые эстетические качества.



Подчас изучение источников наводит на мысль, что в театре кукол Европы в переходный период от античности к средневековью не произошло ничего разительного. Куклы-автоматы, так же как и куклы-марионетки, сменили костюмы, языки — не более того. «Гелиополисского Аполлона сменил крест Никодема; Фивейскую Венеру — оригуэльская Мадонна».

Но это только самое внешнее, поверхностное впечатление. Христианство, как и все предшествующие ему религии, не обошло соблазна кукольной игрой. Очень уж притягательна была идея изображения жизни богов с помощью какой-то отвлеченной от человека, но «живой», движущейся материи. Нет нужды пересказывать весь сложный «роман» христианской религии с театром кукол, тем более что вся канва их взаимоотношений, от первых бурных увлечений до полного изгнания театра из церкви, хрестоматийна и изложена почти во всех учебниках западноевропейского театра средних веков.

Церковь и театр кукол →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL