ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Особенности в работе театральных художников


Многолетняя история театра доказала бесплодность попыток скопировать, скрупулезно повторить жизнь на сцене. Не в этом назначение и сила вечно живого и изначально условного театрального искусства. Осознанием этой истины диктуются и принципы использования вещественного оформления на сцене.

Вот краткое и самое общее определение их: ничего случайного, лишнего; строго обусловленный отбор; концентрация, выражение жизни, идеи, мысли (а не пассивное копирование действительности); «пластическое и образное взаимодействие между актером и окружающим его сценическим миром» (А. Тышлер); вещь как выявление образа и опора действия актера; расчет на воображение и художественную фантазию зрителя, на интеллект зрителя, которому нужно дать направление, толчок, а остальное он завершит сам.

Спектакль Женитьба Броневой и Яковлева
Спектакль театра на Малой Бронной «Женитьба» Н. Гоголя. Режиссер А. Эфрос.
Яичница — Л. Броневой, Агафья Тихоновна — О. Яковлева.

Заканчивая разговор о рождении художественно-пластического, предметно-вещного образа спектакля, стоит сказать еще об одной особенности в работе театральных художников. Эскиз, чертеж и рисунок — и осуществление, выполнение их в необходимом объеме, масштабе, в реальной фактуре материала и т.п. — эти функции в театре разграничены. Существуют авторы образных идей, будущих видений и исполнители. Талантливые, хорошие исполнители — это тоже художники, люди большой творческой энергии и отдачи. Ведь так просто (особенно в тех огромных масштабах, которых требует сцена) загубить талантливый эскиз, потерять яркость, звонкость, поэзию красок на полотне многометрового сценического задника или занавеса. Так просто смять или нарушить линии конструкции, испортить неверным кроем или небрежным исполнением интересно задуманный костюм, нарушить цельность и стиль общей картины грубо сработанной бутафорией.



Многие выдающиеся художники-оформители прошли эту трудную школу театральных цехов. Читаем у В. Ф. Рындина: «...Началом своей профессиональной деятельности театрального художника считаю работу в Камерном театре в Москве... Здесь я узнал всю кухню театра, изучил сцену. Был и маляром, и костюмы красил: заменял работников постановочной части, подолгу занимался светом, которому здесь придавалось особенно большое значение».

Когда идут генеральные репетиции только родившегося спектакля, в темный зрительный зал выходят люди в рабочих костюмах — декораторы-исполнители, бутафоры, костюмеры, театральные портные. С не меньшим, чем у актеров, режиссера, художника, волнением ждут они поднятия занавеса, успеха или — неуспеха их общего детища. Сегодня и их экзамен, их праздник, итог их творческого труда.

Театральный инженер в спектакле →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL