ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Пародия, как основа репертуара театра кукол


Яванский Киллекьята, турецкий Карагёз, так же как и римский Маккус (а подобные герои есть у каждого народа), при всей разнице их внешних обликов, языков имеют много общего. Мнения ученых по этому поводу сводились к двум основным точкам зрения:

1) заимствование, космополитический характер искусства вообще, имеющего один и тот же исток — культуру Древней Греции и Рима (особенно если речь идет о Европе);

2) самопроизвольное возникновение однотипных явлений, диктовавшихся схожими условиями исторического развития.

Костюм скомороха

Скоморохи — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как музыканты, певцы, дрессировщики, акробаты, острословы, исполнители сценок. Были известны еще с XI века. Особую популярность получили в XV-XVII столетиях. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

Не будем останавливаться на этой проблеме — допустим, что каждая из названных точек зрения в той или иной мере имеет право на существование, тем более что в конечном счете они и не противоречат друг другу. Оставаясь национальной по содержанию, по духу своему, родившись естественной потребностью того или иного народа, европейская культура имела возможность пользоваться достижениями (хотя бы формальными) культуры античной, которая для многих народов стала не только школой мастерства, но и примером блистательного выражения определенной логики исторического, художественного, нравственного развития. Поэтому в применении к развитию европейского искусства играющих кукол «космополитическая» точка зрения вполне оправдана. Но она вовсе неприменима к искусству Индонезии, Явы, к истории турецкого театра кукол. И говоря о развитии восточного театра кукол и об общности его героев с героями народного театра кукол Европы, мы можем говорить именно о самопроизвольном возникновении однотипных явлений, о той общности, которая роднит народную комику всего мира.

Мы неоднократно встретимся с этими проблемами и на страницах исследований, посвященных истории театра кукол. Более других эта проблема убеждает нас именно в необходимости поисков некоей синтезирующей точки зрения — она поможет понять всю сложность и глубину самого исторического процесса.

История театра кукол убедительно доказывает, что это искусство всегда дорожило своей традиционностью, особенно теми его элементами, за которыми стоял большой исторический опыт и широкие социально-нравственные опосредования. Новое же, к которому оно также всегда было внимательно и которое его мастера спешили изобразить на своих сценах, черпалось не только из самой жизни, из живых и естественных наблюдений, а заимствовалось из фольклора, а подчас и из других зрелищных искусств. Этот театр всегда любил пользоваться своим природным даром «передразнивания» человека, а тем более человека «условного», человека в маске, человека в образе, каким всегда был лицедей, гистрион, скоморох. Порой ему легче было спародировать некое открытие, сделанное другими зрелищными искусствами, чем делать это открытие самому.



Существует множество документов, которые могут служить свидетельством этого утверждения. Одним из показательных примеров является репертуар кукольных театров Афин и Рима, в котором мы найдем и элементы традиционные и то новое, что составляло бесспорный интерес этих театров, а среди нового — прежде всего подражания и пародии.

«Репертуар кукольных театров в Риме и Афинах состоял главным образом из пародий, смелых подражаний наиболее излюбленным трагедиям, из сатирических диалогов, в которых вышучивались всяческие злобы дня, преобладающие партии, наиболее посещаемые философские школы, софисты, демагоги, поэты, должностные лица, воины и другие лица, достигшие славы и могущества», — пишет историк в «Истории марионеток». Среди персонажей кукольного театра долгое время фигурировали реальные и воображаемые лица Сатурналий и Луперкалий — фавны, сатиры, божества Приапа — в чудовищном виде, все это были фигуры с извращенными частями тела, которым движение веревок придавало особую живость и неспокойствие.

1) Сатурналии — римские празднества, справлявшиеся в честь Сатурна 17—19 декабря. В эпоху империи они длились семь дней. Во время сатурналий приостанавливались все общественные дела, школьники освобождались от наказаний, делались подарки и повсюду царило необузданное веселье. В память о золотом веке 19 декабря рабы считались свободными, и им прислуживали господа. Многое из сатурналий вошло в христианские святки. Образ Сатурна, пожирающего своих детей, часто встречается в литературе. (Мифологический словарь, «Просвещение», 1965).

2) Луперкалий — празднество в Древнем Риме в честь Луперка, защитника пастухов и стад (15 февраля), введенное, по преданию, еще Ромулом. Луперкалии праздновались на протяжении сотен лет. Культ Луперка пришел в упадок во время гражданских войн, он был восстановлен Августом (Мифологический словарь, стр.137).

Персонажи кукольного театра →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL