ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Оформление сцены в спектакле
«Смерть Иоанна Грозного»


Костюм говорит о принадлежности персонажа к тому или иному времени. Историческая дотошность, детальность необязательны. Они характерны лишь для периода натуралистической декорации. (Так на раннем своем этапе добивался абсолютной точности в костюмах и обстановке «Царя Федора Иоанновича» молодой МХАТ, рассылал специальные экспедиции по монастырям и музеям, искал предметы русской старины на распродажах и аукционах знаменитой Сухаревки).

Актер Качалов Царь Федор
Актер Качалов в роли Царя Федора

Спектакль «Смерть Иоанна Грозного» на сцене Центрального театра Советской Армии тоже воспроизводит события на Руси XVI века. Но принадлежит он другой театральной эпохе — концу 60-х годов нашего времени (режиссер Л. Хейфец, художник И. Сумбаташвили). И потому не находим мы в нем ни узорчатых теремов, ни царских палат с тяжелыми сводами, ни старинной русской архитектуры.



Огромная сцена ЦТСА раскрыта вширь и вглубь. Сумрачные, смутные, увиденные как будто сквозь дымку веков ограждают ее пространство поднявшиеся ввысь стены. На них лишь тронутые тусклым золотом едва-едва вырисовываются купола московских церквей, чернеют узкие щели бойниц.

Все гулко, пустынно, проникнуто холодом и тревогой. Медленно и величаво поднимается в центре сцены, поворачивается то одной, то другой своей гранью гигантский параллелепипед. И на его плоскостях все та же гамма красок — тусклого золота, дымчато-серых тонов, приглушенной зелени. Очень низкие арки входов. Человек может войти, лишь согнувшись в три погибели. Бояре движутся толпой, тесным скопищем. Выдвинуться хоть на шаг вперед, выделиться, подать свой голос, попасться на глаза самодержца смертельно опасно.

И нет на боярах Иоанна Грозного ни высоких горлатных шапок, ни громоздких бархатных шуб, орнаментов, деталей. Сохранен лишь силуэт старинной русской одежды. Это скорее боевой кафтан боярского воеводы или ополченца, чем парадное облачение придворного. Перед нами Русь воюющая, не слезающая с коней, обороняющаяся на всех рубежах, раздираемая смутой.

Единство цветовой гаммы в декорации и костюме →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL