ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мейерхольдовские спектакли и конструкции декораций


Так завязана и оправдана в игре актеров была конструкция мейерхольдовского «Доходного места» на сцене Театра Революции в 1923 году. Завивалась и уходила спиралью вверх железная лестница. По этой лестнице режиссер заставлял взбегать молодого начинающего взяточника Белогубова. И этот бег по спирали, это соединение оформительской детали с движением и действием актера становилось разоблачением «классического подхалимства» достойного ученика Юсовых и Вышневских. На каждом повороте оказавшись лицом к сидящему внизу, на планшете сцены начальству Белогубов кланялся. Возникла живая цепь непрерывных поклонов, некое угодническое мелькание. Извивающийся человек, закрученная в спираль лестница составляли фантастическую машину, предназначенную для чинопочитания и угождения сильным и богатым.

Спектакль театра Мейерхольда
Спектакль театра имени В. Мейерхольда. «Горе уму» А. Грибоедова.
Постановка В. Мейерхольда. Автор конструкции — художник В. Шестаков,
автор костюмов — художник Н. Ульянов.

В другой своей работе — «Горе уму» (Мейерхольд вернулся к первоначальному названию бессмертной грибоедовской комедии) режиссер и все тот же постоянный мейерхольдовский художник-конструктор В. Шестаков ставили вдоль рампы длинный, из кулисы в кулису стол с угощением для фамусовских гостей. За столом в пышных костюмах и пудреных париках, лицом в зрительный зал рассаживалось «барство дикое». Сосредоточенно, священнодействуя, с отрешенными лицами гости пережевывали пищу, а вместе с ней как будто бы и живого человека — Чацкого. Сплетня о его мнимом безумии медленно передвигалась с одного конца стола на другой, «подталкиваемая в паузах мерными движениями челюстей» (К. Рудницкий). Уничтожалась, перемалывалась, обгладывалась до последней косточки еда и «каменными же челюстями прожевывали самого Чацкого» (Б. Алперс).

Театральный художник в какой-то степени должен обладать и режиссерскими способностями, режиссерским подходом к будущему оформлению, видеть спектакль в целом. Так же как в комплекс сложнейшей профессии режиссера-постановщика обязательно входит ощущение пространства, чувство цвета, пластики, зрелищного и зримого образа отдельных фигур, сцен и всего спектакля.



Характерное явление последних лет — уход ряда театральных художников в режиссеры. Другое явление времени, когда сам режиссер становится автором оформления к спектаклю. Так, в роли художника на сцене БДТ нередко выступает руководитель коллектива Г. А. Товстоногов («Ханума», «Генрих IV» и др.). Недавний спектакль «Ричард III» В. Шекспира на сцене Театра имени Вахтангова и режиссировал, и оформлял народный артист СССР Р. Капланян.

Оформление художника Боровского к спектаклю театра на Таганке «А зори здесь тихие» →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL