ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мастера объемной мультипликации


Эстетическая подвижность, та стремительность развития, которая обнаружилась в последние годы в театре кукол, возбудила тот огромный интерес, который проявили к этому искусству деятели кино и прежде всего мастера объемной мультипликации. Последние два-три года свидетельствуют уже не о форме заимствования театром приемов кино, а, скорее, о контактном и глубоком их взаимодействии. Не случайно, целиком переключившись на работу в кинематографе, главный режиссер и главный художник Рижской студии мультипликационных фильмов А. Буров очень быстро освоил технику объемной мультипликации и в течение трех-четырех лет стал известным мультипликатором, выпустив большое число разнообразных и талантливых фильмов. А. Н. Серебряков и А. Спешнева, московские мультипликаторы, напротив, начали работать в Центральном театре кукол, стараясь увлечь мастеров театра идеями поэтического искусства, которому они и по сей день остаются верны в своих мультипликационных фильмах. Ныне Спешнева стала главным художником Центрального театра кукол, правой рукой его руководителя Образцова. Эти родственно-творческие связи отнюдь не случайны. Они свидетельствуют, пожалуй, о том, что наступил наконец этап стабилизации отношений между театром кукол и кукольным кино, когда соперники в равной степени полны свершений и когда мера эстетического соотношения с жизнью у этих искусств примерно одинакова.

Одним из бесспорных свидетельств этого может служить, очевидно, история создания «Чебурашки», оказавшаяся примечательной и для развития кино и в становлении современного театра кукол.

Фильмы Э. Успенского и Р. Качанова «Чебурашка» и «Крокодил Гена ищет друзей» сразу же снискали огромную популярность у детей. Чебурашка и Гена — олицетворение доброго, участливого отношения к жизни — стали чуть ли не нарицательными персонажами. Их шутки, поговорки, песенки (композитор В. Шаинский), являющиеся их музыкальными лейтмотивами, вошли в жизнь современного ребенка с завидной легкостью.

Вскоре после успешной демонстрации фильмов Успенский и Качанов, уступив требованиям театральных деятелей, написали пьесу для театра кукол, включив в нее наиболее удавшиеся эпизоды фильмов. В пьесе появился ведущий, который по ходу действия тут же, на глазах зрителя, должен был превращаться в продавца и деятеля канцелярии, делающего все только наполовину, преображаться, трансформироваться, перемежая куски ролей, требовавших очевидного переживания, с кусками явного отстранения.

Авторы сохранили всех героев своего киноповествования, включая старуху Шапокляк и помогающего ей в озорстве мальчика Диму. Сюжетно пьеса была написана как история строительства Дома дружбы — своеобразного Храма дружбы, куда герои приглашают всех нуждающихся в теплом слове и доброй дружеской улыбке. Строительство Дома и оказывается тем стержнем, который позволяет выявить и развить отношения между героями, их характеры.



Театры чрезвычайно заинтересовались пьесой и главным героем ее Чебурашкой, который, бесспорно, почти уже претендовал на роль нового Петрушки. Очевидно, их в первую очередь привлекла идея показать существо, которое не знает поначалу, кто оно, откуда произошло, на что способно, и которое из всего богатства жизненных коллизий, отношений и возможностей выбирает для себя единственное — «хочу работать детской игрушкой».

Критерий полезности в том виде, как он предлагается Э. Успенским и Р. Качановым, находит в пьесе многостороннее и достаточно интересное развитие. Театры не останавливает даже то обстоятельство, что к моменту выхода пьесы фильмы о Чебурашке и его друзьях широко прошли по всей стране и ни в одном городе, вероятно, не оказалось ребенка, не знавшего этих киногероев, их приключений и всей той коллизии, которая связана непосредственно со строительством Дома дружбы.
Театр решил выиграть у кино тем своим извечным преимуществом, которое именуется «эффектом присутствия». Театр не испугался популярности киногероев. Более того, он решил этой популярностью воспользоваться в своих интересах.

Спектакль «Чебурашка» →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL