ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Первые представления кукольного театра


Насколько помнят себя люди, всегда — в детстве, в быту, и религиозном обряде — существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом особого существа — бога (или многих богов), олицетворял ли он тайну природы или просто изображал обычного, «бытового» человека.

Доктор

Доктор, также Доктор Баландзоне (особенно часто в кукольном театре), Доктор Грациано — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, один из комических стариков итальянского народного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином, Бригеллой и Панталоне.

Из веры человека в свою способность изобразить то, что скрыто от глаз, что только лишь угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, движением солнца и старением всего живого, из веры в способность выразить свое отношение к этим явлениям в простых и понятных формах и выросло одно из самых странных занятий человека на земле — театр кукол.

Первые представления — театр в прямом, буквальном смысле этого слова — были зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XVI веке до нашей эры на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, — кукольники — играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли «божественное» происхождение этого искусства.

Театр кукол, каким бы ни было его начало — культовым, магическим, бытовым, — вырос из жизни и всегда, в любые исторические времена был связан с ней самыми тесными узами. Как развитое зрелищное искусство, он обрел и познал свои собственные закономерности и, как всякое творчество, бережно хранит имена своих гениев и названия уникальных творений.

Театр кукол накопил уже огромную литературу — документально-историческую, художественную, критическую. Бережно сохраняются сотни пьес, которые были сыграны кукольниками всех континентов. В лучших музеях мира хранятся куклы — участники зрелищ почти всех обозримых нами тридцати шести веков, описания самих зрелищ и родословные кукол. Многие искусствоведческие учреждения почти всех европейских стран, CШA, Канады изучают специфику театра кукол, его взаимосвязи с жизнью человека, с другими известными человеку искусствами. Последнее столетие характерно новым интересом: ученые, писатели, искусствоведы, пытаясь понять тайное тайн этого зрелища, хотят определить его возможности, закономерности, если удастся, — законы.



Нередко трезвый прагматизм пытается определить меру полезности театра кукол сегодняшнему человеку. А многие из работ ставят единственный, хотя и очень сложный вопрос: что же такое вообще театр кукол, в чем тайная сила его жизнестойкости?

Оказалось, что именно на этот вопрос ответить чрезвычайно трудно. И не только потому, что оценки одних и тех же явлений этого театра, исторического процесса носят диаметрально противоположный характер, но и прежде всего потому, что слишком по-разному понимается сам предмет, его происхождение, границы, назначение.

Перчаточные и тростевые куклы →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL