ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маски, куклы и марионетки
в театре и среди людей


Куклы в истории и литературе
Первые представления
Перчаточные и тростевые куклы
Первая кукла Первой девочки
Театральная кукла
Виды кукольных театров
Народные праздники и обряды
Сематика кукольного театра
Вертеп, шопка, батлейка
Театр периода архаики
Народные игрища
Марионетки, как копия человека
Актеры из вертепного ящика
Миракль, мистерия, моралите
Фарс в кукольном ящике
Духовная драма мистерия
Школьный театр в Европе
Агитационный театр
Народный язык вертепа
Народные комедии
Народные традиции и обряды
Теневой театр
Кукольное искусство древних
Механические куклы
Бытовая кукла
История марионеток
Драматургия кукольного театра
Кукольные театры народов мира
Пародия, как основа репертуара
Персонажи кукольного театра
Церковь и театр кукол
Конфликт с церковью
Знаменитые комедийные маски
Взаимосвязь театров
Кукольный театр Англии
Портретная кукла
Литературные персонажи
Способы игры куклами
Сценические символы
Эстетика театра
Соперничество актеров и кукол
Актерская работа кукол
Сверхмарионетки
Эпический театр
Актер с куклой
Театральная революция
Театр кукол Сергея Образцова
Место актера в театре кукол
Пути творчества
Место художника в театре
Профессия кукольника
Характерность актера
Поиск характерности героя
Место актера-помощника
Роль режиссера в театре кукол
Метод Образцова
Школа Образцова
Противоречие методик
Экспериментаторство
Конфликт новаторов и критиков
Будущее театра кукол
Кукла, человек, маска
Разнообразие масок
Спридит. Маски и куклы.
Четыре музыканта
Содружество маски и куклы
Эмблема театра
Жаворонок Аблынина
Трагедию играют куклы
Репертуар Театра Маски
Конец Театра Маски
Появление кинематографа
Герои сегодняшнего дня
Монтаж аттракционов
Мультипликационное кино
Спектакль «Клоп»
Спектакль «Дядя Мусор»
Кинематографический метод
Эстетика диснеевских фильмов
Мастера мультипликации
Спектакль «Чебурашка»
Музыкально-кукольный спектакль
Спектакль «Петя и Волк»
Куклы различной конструкции
Живое и мертвое в театре кукол
«Петрушка» Стравинского
Мотивы народных песен
Венгерский театр кукол
Минский театр кукол
Пермский театр кукол
Оперный спектакль «Мойдодыр»
Воронежский театр кукол
Новый стиль языка
Опера в театре кукол
Эпоха эксперимента
Искусство клоунады
Многообразие искусства кукол

Каким бесконечно малым кажется нам мир искусства играющих кукол, каким бесконечно удаленным от процессов живой, вечно меняющейся жизни. Мы привыкли ассоциировать этот мир с незатейливой детской забавой, эстрадной шуткой, веселой мультипликацией. А наш язык тем временем, великая кладовая культуры и памяти, наша литература постоянно подсказывают нам слова, пришедшие именно из этого искусства и продолжающие наряду с широким, всенародным употреблением оставаться узкопрофессиональными определениями.

Вслушайтесь, как постоянно звучат в нашей речи слова «кукла», «маска», «ширма», «марионетка». «Бездушная кукла», — выносим мы подчас суровый, безапелляционный приговор. Или — «мертвая кукла», «куколка досужая», либо — «нарядная, как кукла». «Чертова кукла», — употребляем мы бранное выражение. Вспомните: «Ну, ты, чертова кукла, поворачивайся, ищи, — вдруг закричал Денисов» (Лев Толстой, «Война и мир»); «Голоховский сначала тоже пробовал спорить и даже чертовой куклой назвал меня» (Дмитрий Мамин-Сибиряк, «Без особых прав»); «О женихах, небось, мечтает, чертова кукла» (Антон Чехов, «Дочь Альбиона»). Серьезный писатель назвал свою пьесу «Кукольный дом». «Кукольная комедия», — негодуем мы по поводу притворной или пошлой проделки.

Маска, кукла, ширма, вертеп. Мы привыкли к этим словам, зачастую наделяем их не только житейским, но и философским содержанием. «Марионеточное» — зависимое. «Марионетка» — существо, слепо действующее по воле другого. Эти слова пришли к нам из театра кукол — искусства, которое не миновало, кажется, ни одного человека: кто не был зрителем петрушек, марионеток, теней? Философские сопоставления — и незатейливая игра. Размышления о жизни — и счастливая радость детства.

Вступая в 1900 году на должность ректора Фридрих-университета, известный ученый Ричард Пишель произнес цитату из древней индийской поэмы «Махабхарата»: «Люди сравниваются с марионетками, так как они, подобно куклам, не имеют собственной воли и управляются нитками, идущими от божества, посылающего радость или горе, удовольствие или страдание».

Кукольный театр Панча

Представление кукольного театра Панча
Художник Бенджамин Хейден, 1829 год

Сравнение человека с марионеткой постоянно встречается в античной литературе: исследователи античной культуры обратили внимание на то, что и слово «марионетка» и сравнение человека с марионеткой занимают и у греков и у римлян, казалось бы, неправомерно большое место.

Часто цитируется Персей, который в одной из лучших своих сатир, говоря о принципах истинной свободы, обращается к человеку, считающему себя свободным только потому, что он не имеет зависимости, подчинения определенному хозяину: «Ты свободен? Откуда у тебя это убеждение, у тебя, который связан столькими путами? Правда, горькая участь раба не тяготит тебя, ничто внешнее не принуждает тебя двигаться подобно марионеткам; но если тобою владеют страсти и инстинкты, находящиеся в тебе самом, то о какой же свободе говоришь ты?»



Сравнение человека с марионеткой, которую дергают за ниточку, существовало с древнейших времен в языках многих народов мира. Как давно устоявшийся обряд описывает в романе «Сатирикон» Петроний появление кукол на пиру у Гримальхиона. В середине пира рабы подают на стол подвижные серебряные фигурки: «...вошли трое слуг в белых туниках с поясами; двое из них поставили на стол статуйки даров с медальонами на шеях, а третий обходил кругом с чашей вина и кричал: «Боги, помилуйте нас!» А хозяин пояснил нам, что божки эти называются один «не зевай», другой «получай», третий «наживай». Все прикладывались после этого к изображению Тримальхионову» Тримальхион исполняет при этом меланхолический кантик о скоротечности жизни, о том, что смерть на пороге и только скульптурное изображение человека, коли его поставить на могиле, способно продлить жизнь человеческого духа. Читая свое завещание, Гримальхион обращается к другу: «Строишь ты мне гробницу, как я тебе заказывал. Слезно прошу тебя: поставь ты там мою статую... вот я, значит, милостью твоею после смерти и поживу малую толику».

Дама в маскарадном костюме
Дама в маскарадном костюме
Карнавальная маска дамы
Карнавальная маска дамы
Костюм-маска злого карлика
Костюм-маска злого карлика


Куклы в истории и литературе →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL