ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Единство цветовой гаммы в декорации и костюме


А. Я. Головин очень высоко ставил цвет, «единство цветовой гаммы» в декорации и костюме. Современные художники восприняли этот завет выдающегося мастера. В прямом созвучии или по контрасту, намеренному, кричащему диссонансу костюм внутренне связан с оформлением спектакля.

В «Петербургских сновидениях» (художник А. Васильев) тусклый и мертвенный колорит трущоб, плесени, ржавчины, ветхости и запустения растворен в цветовой гамме костюмов. Ни одного яркого, красочного пятна. Серенькое, линялое, сиротское платье Сони, порыжевший от времени, бедный сюртук Раскольникова, желтоватые, зеленоватые, сероватые тона одеяний Дуни, Свидригайлова, Порфирия. И нищенские лохмотья Катерины Ивановны буквально повторяют заплесневелый цвет стен дома-колодца. Она вся — оттуда. Безнадежная пленница нищеты, мрачного дна жизни.

Спектакль Виринея эскизы костюмов
Спектакль театра имени Евгения Вахтангова «Виринея» Л. Сейфуллиной.
Постановка А. Попова, эскизы костюмов.

А в «Гамлете» в Театре на Таганке (художник Д. Боровский) связь и противостояние одного героя всем будут осуществлены через цвет и через фактуру господствующего в спектакле материала. Пепельная (с вариациями от светло-серого до сизого, густого) гамма цвета. Та же самая, что и для занавеса, крупная, обволакивающая, тяжелая вязка костюмов Королевы и Короля, придворных, Офелии. Отличен от других, подвижен, легок в своей черной, распахнутой на груди рубахе, не стеснен в движениях, один лишь Гамлет.



Костюм — это выражение и подкрепление стилевых особенностей, эстетической природы спектакля. Сатирические гиперболы «Горячего сердца» выразились в особенном характере костюмов — необъятной, каких не бывает в действительности, розовой курослеповской рубахе до пят, в колоссальных по объему, невозможных по цвету юбках Матрены. Художник всячески подчеркивал несоразмерность этой «чудовищно-живописной» фигуры: широчайшее «тулово», грандиозный бюст, огромные в пышнейших рукавах ручищи и — крошечная голова, а на макушке — уже совсем крошечный бантик. В костюмах заявляла о себе все та же энергия сатирического осмеяния, что и во всем спектакле. Образы представали как бы обведенные жирной чертой.

Театральный художник-модельер создает не костюм — вернее не только костюм, — но (совместно с актером) образ героя. «Не рисуйте просто костюм, а изображайте костюм в соответствии с представляемым вам характером действующего лица. Нужно помнить, что каждый малейший штрих художника может помочь актеру и повести его по пути верного создания художественного образа», — призывал Немирович-Данченко.

Всмотритесь в эскизы костюмов лучших наших художников, и в их динамике, схваченном на лету движении, силуэте и пластике фигуры вы обнаружите зародыш будущего характера. В современной системе сценического оформления очень важное место принадлежит вещи — реальной бытовой вещи, функции и назначение которой менялись на разных этапах развития нашего театра.

Детали быта и вещи на сцене - правда жизни спектакля →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL