История моды маски куклы костюма

Драматургия как свобода авторского выбора

Итак, драматургия – это свобода авторского выбора. Но обратим особое внимание на следующие пушкинские слова: «...бесстрастие... Никакого предрассудка любимой мысли».
Что это – требование холодности, невозмутимости драматического повествования? А как же сам пушкинский «Борис Годунов», наполненный ужасом, гневом, желанием славы и власти, поздним раскаянием, муками больной совести, величественным и сосредоточенным покоем? Нет, в этих пушкинских словах иное.

Алиса Коонен и Александр Таиров
Алиса Коонен и Александр Таиров

Драма – самый объективный вид литературного творчества. В романе, повести, рассказе автор многое может объяснить в своем персонаже, подробно, во многих словах описать его состояние, его взгляды на жизнь, природу, людей. В драме герой раскрывается сам.

Драма – общепризнанно – и самый трудный вид литературного творчества. В сравнении с прозаиком и поэтом драматург поставлен в самые жесткие и строгие условия. Он ограничен временем и размером. Пьеса содержит в себе строго определенное число страниц – современный спектакль редко когда идет более трех часов, И на этих ста страницах, за эти три часа драматург должен успеть сказать о своих героях все, полно и широко раскрыть их судьбы нам, зрителям. Драма должна быть предельно четкой и очень емкой, в каждой своей детали целесообразной. Каждый элемент участвует в раскрытии действия.

«Мелочи... Частности – это рассказчик. Важное, содержательная краткость – это драматург», – писал Александр Афиногенов. В его «Дневниках» содержатся интересные и верные замечания о специфике драматического письма, «Драматургия начинается там, где завязывается борьба. Конфликт – основа драмы».

в 50-е годы распространилась было теория бесконфликтности и принесла немало вреда советской литературе и искусству. Николай Погодин, возглавлявший тогда журнал «Театр», высмеивал выдуманных героев – без сучка и без задоринки, без малейших сложностей существования, язвительно называл их ясоньки и отказывался читать очередной опус, населенный идеальными манекенами. «Без зла нет драмы, без борьбы нет действия», – говорил он, утверждая, что драма начинается с «непорядка», с столкновения полюсов жизни, восходящих и тормозящих ее токов.

Только самые слабые авторы дают характеристику участвующих лиц через словесное описание, вложенное в уста партнеров. Герой драмы должен самораскрываться на сцене. Все, что о нем говорится другими, – это вексель, который нужно оплатить, убедительно подтвердить поступками.

Далее ► Традиции советского театра

Главная ► Мода и история театра