ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Драматургия как свобода авторского выбора


Итак, драматургия — это свобода авторского выбора. Но обратим особое внимание на следующие пушкинские слова: «...бесстрастие... Никакого предрассудка любимой мысли».
Что это — требование холодности, невозмутимости драматического повествования? А как же сам пушкинский «Борис Годунов», наполненный ужасом, гневом, желанием славы и власти, поздним раскаянием, муками больной совести, величественным и сосредоточенным покоем? Нет, в этих пушкинских словах иное.

Алиса Коонен и Александр Таиров
Алиса Коонен и Александр Таиров

Драма — самый объективный вид литературного творчества. В романе, повести, рассказе автор многое может объяснить в своем персонаже, подробно, во многих словах описать его состояние, его взгляды на жизнь, природу, людей. В драме герой раскрывается сам.



Драма — общепризнанно — и самый трудный вид литературного творчества. В сравнении с прозаиком и поэтом драматург поставлен в самые жесткие и строгие условия. Он ограничен временем и размером. Пьеса содержит в себе строго определенное число страниц — современный спектакль редко когда идет более трех часов, И на этих ста страницах, за эти три часа драматург должен успеть сказать о своих героях все, полно и широко раскрыть их судьбы нам, зрителям. Драма должна быть предельно четкой и очень емкой, в каждой своей детали целесообразной. Каждый элемент участвует в раскрытии действия.

«Мелочи... Частности — это рассказчик. Важное, содержательная краткость — это драматург», — писал Александр Афиногенов. В его «Дневниках» содержатся интересные и верные замечания о специфике драматического письма, «Драматургия начинается там, где завязывается борьба. Конфликт — основа драмы».

в 50-е годы распространилась было теория бесконфликтности и принесла немало вреда советской литературе и искусству. Николай Погодин, возглавлявший тогда журнал «Театр», высмеивал выдуманных героев — без сучка и без задоринки, без малейших сложностей существования, язвительно называл их ясоньки и отказывался читать очередной опус, населенный идеальными манекенами. «Без зла нет драмы, без борьбы нет действия», — говорил он, утверждая, что драма начинается с «непорядка», с столкновения полюсов жизни, восходящих и тормозящих ее токов.

Только самые слабые авторы дают характеристику участвующих лиц через словесное описание, вложенное в уста партнеров. Герой драмы должен самораскрываться на сцене. Все, что о нем говорится другими, — это вексель, который нужно оплатить, убедительно подтвердить поступками.

Традиции советского театра →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL