ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Драматург Островский и его друзья


Драматург читал свою пьесу в литературных салонах, в частных домах, у литераторов, профессоров Московского университета, и ждал, и верил, что вскоре она будет поставлена. Но наступила пауза, молчание, затянувшееся на долгие шесть лет. Театральная цензура не пропустила «Банкрота» на сцену Малого театра.

Драматург работает. За шесть лет, последовавших после читки «Банкрота», Островский пишет шесть пьес, публикует их в журналах. Но сцена по-прежнему закрыта для него. Журнальные, литературные премьеры Островского надолго опережают премьеры театральные.

Наконец наступает год 1853. Для своего бенефиса первая актриса московской императорской сцены Любовь Павловна Никулина-Косицкая выбирает только что завершенную, шестую по счету у драматурга комедию «Не в свои сани не садись». На этот раз как будто бы нет затруднений с цензурой, зато весьма непросто обстоят дела внутри Малого театра. Как написал один из критиков: «Новое слово Островского застало врасплох... московскую сцену». Труппа раскололась надвое. Среди противников — знаменитые Шумский и Самарин, сам великий Щепкин, пустивший по Москве ядовитую фразу: «Бедность не порок, но и пьянство не добродетель».

Дом-музей Александра Островского в Замоскворечье
Дом-музей Александра Николаевича Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9).
В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова,
что на Голиках, родился великий драматург.

Зато среди друзей Александра Николаевича Островского — верный, самый близкий за все эти трудные годы Пров Садовский, гениальный русский комик Васильев, Никулина-Косицкая. Она рискует, упорно настаивая на пьесе опального драматурга. Рискует и по многим личным причинам. Триумфально начинавшая в Москве актриса-самородок, дочь крестьянина-вольноотпущенника, без связей, протекции, солидной подготовки, она побеждала одной лишь талантливостью, силой и правдой русского народного таланта. Теперь для нее настало трудное время. Первый успех начал забываться. В слезливых мелодрамах, в пустеньких водевилях Никулина не могла с полной силой проявить себя. В Москве стали поговаривать о том, что актриса теряет любовь публики.



Самим свойством своего дарования, положением и влиянием премьерши Малого театра она была необходима Островскому, чтобы помочь ему переступить порог недоступной императорской сцены. Но и Островский был крайне необходим актрисе. В день премьеры решалась и ее судьба. Чуткостью одаренного русского человека эта бывшая крестьянская дочка угадала своего автора, своего по духу, по природе таланта. Никулина приняла его правду, почувствовала мощную народную стихию его пьес. Первое представление комедии «Не в свои сани не садись» стало их общим триумфом. Драматург пришел наконец в театр. Началась эпоха Островского в московском Малом, который очень скоро и навсегда станет его домом, даст жизнь и воплощение огромному литературному монолиту его комедий и драм.

Чехов и Художественный театр →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL