История моды маски куклы костюма

Декорации в истории советского театра

Были этапы в истории нашего театра, когда декорации придавалось минимальное значение. Так работала старая русская сцена, еще до революционной реформы, совершенной на рубеже века МХАТом. Несколько дежурных вариантов театрального павильона – дворец, сад, боярский терем, крестьянская изба, четыре-пять планов кулис с арками, «грязный театральный пол». Несколько расхожих комплектов костюмов: Фауста, гугенотов, русский боярский (свидетельствует К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве»).

Был длительный период натуралистической декорации, имитирующей жизненную обстановку. Был период, когда красочная, великолепно исполненная живописная декорация, гобелены, панно, симфония красок на сцене подчиняла себе все, в том числе и живого актера. Были годы конструктивизма, когда декорацию заменила объемная конструктивная установка, на которой актер демонстрировал свое пластическое мастерство.

Спектакль Малого театра Царь Федор Иоаннович
Спектакль Малого театра «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого.
Постановка Б. Равенских. Федор – И. Смоктуновский, Ирина – Г. Кирюшина

Современный театр знает огромное разнообразие живописно-пластических решений. Здесь бытовые, с исторической и жизненной обстоятельностью выстроенные интерьеры; спектакли в сукнах, полусукнах, вообще без декораций в обнаженном, раскрытом вширь и вглубь пространстве сцены. Здесь легкая, прозрачная графика и сочная живопись, богатейшие по колориту панно и архитектурные объемы; сложные вариации площадок, лестниц, переходов и – намеренная простота, аскетизм, скупость оформительских элементов; совершенная и изощренная театральная машинерия и наивность детского рисунка. Мы встречаем декорации лирические, элегические, сатирические, плакатно -публицистические и т. п.

Кажется, на сегодняшней сцене возможно все. Так, наверное, и есть. Хотя некоторое время назад велись непримиримые споры о том, что называть истинно современным в живописно -пластическом искусстве сцены, чему отдать предпочтение. Делались отчаянные попытки установить монополию на тот или другой принцип оформления.

Ныне эти попытки оставлены. Мы живем в интереснейший период исканий театральных художников. Подобно тому как это происходит в искусстве режиссера и актера последнего двадцатилетия, так и в художественном творчестве на подмостках сцены совершается процесс мобилизации всех накопленных нашим театром богатств, в самых неожиданных и смелых сочетаниях и модификациях. Современный этап советской сценографии отличается активным, свободным отношением к традиции, ее хозяйски смелым освоением, а подчас и диалогом, спором с ней на равных из нашего сегодняшнего далека.

Далее ► Театральный художник - организатор пространства сцены

Главная ► Мода и история театра