ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маленькие актеры из вертепного ящика


Принадлежность давно умерших спектаклей, они и сейчас остаются свидетельством уровня развития художественной культуры своего времени, не только театральной, но и изобразительной, не только специфически кукольной, но и «человеческой», потому что при изготовлении кукол мастера всегда пытались понять, как играют драматические актеры их времени, как они движутся, как говорят и как носят свои костюмы.

Изабелла

Изабелла (Лучинда, Витториа) — юная влюбленная; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и любовники (влюбленные), а также все благородные дамы и кавалеры.

Мастера всегда изготовляли маленьких актеров, и всегда невольно они учились у актеров больших. Вот почему куклы опосредованно хранят и традиции драматического театра, оставаясь пусть едва мерцающим, но все-таки светом угасающих звезд некогда существовавшего драматического театра.

Невероятную стойкость к историческим переменам продемонстрировал вертеп: и само вертепное действо и вертепный ящик — сцена, устройство для вертепного представления. Вот как описывает вертепный ящик один из наиболее крупных знатоков украинского, русского и белорусского вертепа Н. Н. Виноградов:

«Театр представляет собою прямоугольный ящик, шириною около аршина с четвертью, в глубину — три четверти аршина и в вышину около аршина. Передняя стенка открывается и, будучи опущена вниз, закрывает различные манипуляции, производимые под полом проворными руками хозяина вертепа, верх сведен конем и украшен резьбой. Снаружи театр оклеен переплетной бумагой и лубочными картинками, изображающими различные «возрасты человеческой жизни». Внутренность богато украшена. Стены и потолок оклеены золотой и серебряной бумагой, разноцветной фольгой и блестками. По бокам и вверху подвешено несколько разноцветных фонариков для освещения сцены при вечерних представлениях. Пол покрыт черным мехом, маскирующим движения марионеток на проволоках, по прорезанным в разных направлениях щелям. В правом и левом боку прорезано по двери. У задней стены, посередине, стоит разукрашенный трон царя Ирода, возвышающийся несколькими ступеньками над уровнем пола. Около трона, по обеим его сторонам, стоят по три неподвижно прикрепленных воина в полном вооружении. Это царская свита. В правом углу от зрителей сделан вертеп с новорожденным младенцем, и над ним повешена воссиявшая звезда. Первые четыре сцены проходят перед этим вертепом: затем он закрывается занавеской. Открытие и закрытие представления производится при помощи красного кумачного занавеса».



Далее идет перечисление и характеристика каждого из двадцати пяти упомянутых героев этого представления, среди которых царь Ирод, цари, ангелы, черт, Смерть, крестьяне и прочие персонажи. Судя по описаниям, куклы сделаны добротно и надолго (например, «черт весь обит черной овчиной, рот, нос, глаза и уши красные, с рогами и с хвостом»).

Театр кукол проявил на протяжении веков склонность к «вещной сохранности». Но не только. Удивительная способность театра кукол к сохранению традиций обусловила и бесконечное, на протяжении веков противоборство тенденций. С одной стороны, идеи духовенства, с другой — наследие великой языческой культуры, бережно сохраняемой в народной среде.

Чрезвычайно ценное замечание Шарля Маньяна об идейном многообразии театра кукол и мысль Фрейденберг о множественном происхождении этого театра, естественно, не могли не привести к размышлениям о том, что разнородные истоки сформировали и различные типы театров.

Российский литературовед и филолог Ольга Михайловна Фрейденберг попыталась ответить на один из самых сложных вопросов из всей суммы проблем, касающихся происхождения театра кукол. Следует напомнить, что ее работа явилась прекрасным дополнением к известным в ту пору исследованиям, посвященным характеру взаимоотношений уже сравнительно развитых форм театра кукол. Эти работы не только по-своему подтверждают идею неадекватности происхождения театра кукол, но и показывают, как, сформировавшись, два русла, два течения — народное и культовое — определили и типы театров.

Миракль, мистерия, моралите →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL