История моды маски куклы костюма

Актер и воплощение героя спектакля

В первом действии пьесы Александра Петровича Штейна «Океан» герою, военному моряку Александру Платонову, тридцать один год. О детстве его, о ранней юности не сказано почти ничего. Но когда Г. А. Товстоногов и актер Кирилл Лавров, получивший роль Платонова, начали репетиционную работу, оказалось совершенно необходимым восстановить в живых чертах и подробностях всю прошлую жизнь героя. Восстановить, чтобы разгадать природу этого крутого, бесстрашного, немногословного человека, властного и талантливого характера.

Актер Кирилл Лавров
Актер Кирилл Лавров
Постановка «Братья Карамазовы»

Из далека лет, из голодного военного детства в сухопутном Тамбове, где невозможной и прекрасной казалась мечта о море, через матросскую службу во флоте, позднее в сравнении с другими поступление в училище по путевке райкома комсомола, трудную, без особых успехов учебу (Платонов знал много меньше своих однокурсников), через первую, отчаянную и страстную любовь к красавице и умнице Маше, через первую встречу с расчетом, ложью, себялюбием проследили режиссер с актером линию жизни своего героя. Прошлые обстоятельства были прожиты и пережиты ими. Открылись истоки платоновского характера. Стала понятной его кремневая сила, годами воспитанное упорство, железная воля, суровость и чистота. Через прошлое стало ясным и близким настоящее героя – талантливого морского офицера, прирожденного командира и воспитателя матросов.

Чтобы поверить в предлагаемые обстоятельства, чтобы с помощью магического «если бы» мысленно поставить себя в их условия, актер должен очень много знать о своем герое, знать все.

И часто на репетиции режиссер задает исполнителю самые неожиданные вопросы о герое, чтобы проверить, насколько широко, детально, конкретно и точно это знание. Какие, например, родители были у героя? В какой среде он вырос? Что делал за мгновение перед играемой сценой? Куда пойдет, когда его эпизод окончится?

Чтобы ответить на все эти вопросы, чтобы воплотить жизнь героя спектакля на сцене, увидеть мысленно жизнь героя в прошлом, настоящем, будущем, актер должен обладать богатой фантазией, творческим воображением и еще – памятью на виденное даже мельком, на пережитое им лично или другими людьми. Запасы памяти нуждаются в постоянном пополнении. Поэтому «внутренний опыт актера, то есть круг его жизненных впечатлений и переживаний должен быть постоянно расширяем» (Станиславский). Духовно бедно, лениво, равнодушно или слишком буднично, суетно живущий человек в лучшем случае может стать лишь актером-ремесленником.

Далее ► Актер Михаил Чехов и его фантазии на репетициях

Главная ► Мода и история театра