ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Актер Михаил Чехов и его фантазии на репетициях


Настоящий режиссер всячески поощряет фантазию актера на репетиции, побуждает его ко все новым и новым находкам в образе. В гоголевском «Ревизоре» в 1921 году на сцене МХАТа Хлестакова играл Михаил Чехов. Он играл знаменитую роль классического репертуара так, что потом о его исполнении были написаны десятки интереснеиших статей. Критик П. А. Марков назвал свою статью о М. Чехове «Торжество победителя».

Над ролью с Чеховым работал Станиславский. Все, кто видел эти незабываемые репетиции, потом говорили и писали о колоссальном взаимном увлечении режиссера и актера. Каждый час репетиций становился разведкой тайн гоголевского творчества. Вот где пригодилась несравненная способность М. Чехова к трансформации. (В студийные годы он являлся перед своими учениками в облике самых разных людей — Рембрандта, Гете, Христа, без грима, без костюма, преображаясь мимически, пластически и т. п. Ученикам же предстояло угадывать, кем М. Чехов был на этот раз.)

Актер Михаил Чехов в роли Хлестакова
Актер Михаил Чехов в роли Хлестакова, спектакль МХАТа «Ревизор»

И в Хлестакове у Михаила Чехова была молниеносность и легкость мгновенных переходов из одного состояния в другое. Когда Хлестаков врал о своих петербургских подвигах и величии, он мгновенно увлекался собственным вымыслом, видел себя столоначальником, сановником, главнокомандующим, несся вскачь из судьбы в судьбу, фантасмагорически меняясь на глазах у потрясенных обитателей дома городничего. Станиславский отчаянно хохотал на репетициях и всячески поощрял эту легкость переключений, прекрасное творческое озорство выдающегося актера.



Клянясь в любви к городничихе, Чехов грыз ножку стула; объяснялся с Анной Андреевной, но когда неожиданно появлялась Марья Антоновна, искренне и самозабвенно любил ту, которая в настоящий момент была перед ним. Когда говорил об арбузе, присланном из Парижа, рисовал в воздухе огромный квадрат — именно квадрат. Беседовал с судьей и вдруг замолкал на полуслове, взявшись рукой за орден святого Владимира на груди у судьи. И долго-долго поворачивал орден в руках, рассматривая и так и сяк с любознательностью первобытного дикаря или младенца.

Станиславский принимал и поощрял все эти чеховские трюки, более того — придумывал ряд самых невероятных, фантастических мизансцен и действий Хлестакова. Михаил Чехов был верен Станиславскому — закону внутреннего оправдания всему совершаемому на сцене.

В потрясающе верном физическом самочувствии играл актер начальный эпизод в гостинице, когда его Хлестаковым безраздельно владело чувство голода, голода мучительного, от которого никуда не скрыться, не убежать. Михаил Чехов именно так и хотел — убежать от себя, забыть о еде, отвлечься с помощью чего угодно. И вот на одной из репетиций родилось неожиданное действие Хлестакова. Устав слоняться по тесному номеру, чеховский незадачливый герой свешивался в окно и начинал плевать в прохожих, постепенно входя в азарт, стараясь во что бы то ни стало доплюнуть.

Ни на мгновение не ограничивая буйной фантазии актера, Станиславский тем не менее вел его от сущности пьесы, от сущности роли Хлестакова — даже не человека, а «человечишки», «елистратишки» — совершеннейшего ничтожества, которому один-единственный раз выпал счастливый случай.

Актер огромных внутренних противоречий, трагических раздумий, метаний, оригинальный и глубокий мыслитель, Чехов со сцены представал удивительно непосредственным. Он трудно и мучительно работал над гоголевским текстом, а на спектакле казалось, что реплики Хлестакова рождались как будто на глазах, Чехов вьшаливал их, выстреливал ими с невообразимой легкостью и быстротой. Актер и режиссер вместе многократно прошли, опробовали роль от начала и до конца, а зритель видел чудо легкости, непринужденной и неограниченной фантазии.

Метод физических действий актера в театре →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL