ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

История русского театра


Русский театр до XVII века
О театральной жизни Москвы
Московия XVII столетия
Боярин Артамон Матвеев
Рождение первого театра
Устройство первого театра
Комедийная хоромина
Царевна Софья и представления
Царская семья и комедии
Первые комедии Московии
Князь Василий Голицын
Дом боярина Голицына
Шатровая палата боярина
Царевна Софья и Голицын
Меценат и просветитель
Родовая вотчина Романовых
Новый 7207 год в Московии
Измайловский зверинец
«Шутовская свадьба» для царя
Ужин государя Петра Алексеевича
Кровавая трагедия
Новые порядки при Петре I
Попечение об образовании
Школьные представления
Немецкие актеры русского театра
«Комедиальная храмина»
Русская труппа комедиантов
Шутовской персонаж Тразо
Триумфальные врата
Жизнь публичного театра
Переезд в новую столицу
Путешествие в Петербург
Скоморохи тверского коменданта
Губернатор Петербурга
Резиденция Меншикова
Бани петровской Руси
Бракосочетание Анны Иоанновны
Свадьбы и маскарады
Ассамблеи Петра I
«Комедия о пророке Данииле»
Фейерверки и потехи Петра I
Внук Петра Великого
Коронация Анны Иоанновны
Средневековый указ
Прибытие итальянских актеров
Дворец «Анненгоф»
Трехдневное театральное действо
Тайная канцелярия императрицы
Дочь Петра Елизавета
Самая веселая императрица
Сердечные дела Елизаветы
Балы, маскарады, метаморфозы
Небывалая опера
Фейерверки и иллюминации
Иоганн Христофор Зигмунд
Немецкая труппа
Кукольник Петр Осипов
Труппа Петра Гильфердинга
Театромания в Москве
Конец немецкому театру комедии
Указ императрицы о театре
Иноземные представления
Скандалы и драки комедиантов
Директор оперы Локателли
Дворцовый переворот
Дальнейшая история театра
Актриса Елизавета Иванова
Петр Борисович Шереметев
Домашний театр Шереметева
Усадьба Кусково в Подмосковье
Театры в усадьбе Кусково
Прасковья Жемчугова
Героическая опера
Крепостные актеры
Холопство и раболепство
Обновленная Москва
Медоксов Воксал
Воспитательный дом
Публичный театр
Иноземные учителя
Именины дочерей графа Орлова
Прокофий Акинфович Демидов
Московская кутерьма
Петровский театр
Фигарова женитьба
Мария Синявская
Парижская мода
Степан Степанович Апраксин
Пензенский помещик Столыпин
Театральная Москва
Конец эпохи Екатерины
Театр во времена Павла I
Закат антрепризы Медокса
Государь Александр Павлович
Труппа Петра Познякова

В истории русской художественной культуры, в истории духовной жизни русского общества театру принадлежит исключительно важное место. Постоянный профессиональный публичный театр возникает в России в силу ряда исторических причин лишь в середине XVIII века. Этому рубежу в истории русского театра предшествует, однако, многовековая предыстория — устная народная драма, родившаяся из хороводных игрищ, творчество народных лицедеев-скоморохов, литургическая драма, драматургические и сценические опыты школьного и студенческого театра, возникновение полупрофессионального городского демократического театра, наконец, неоднократные попытки создания придворных трупп с участием русских актеров и первые публичные представления в начале XVIII века. Богатая самобытная национальная традиция и усвоение опыта европейского театрального искусства, живая связь с общественными потребностями эпохи позволяют русскому профессиональному публичному театру, возникшему из двух встречных потоков — дворянского просветительства и низового театрального движения, в удивительно короткие исторические сроки достичь художественной зрелости. Уже к исходу первой четверти XIX века русская драматургия и русское сценическое искусство поднимаются до классических вершин: в трагедии — пушкинский «Борис Годунов» и искусство Семеновой, в комедии — грибоедовское «Горе от ума» и творчество Щепкина. Вслед за тем гоголевская «натуральная школа» вызывает к жизни гуманистическое искусство Мартынова, а гениальный Мочалов потрясает современников, раскрывая в шекспировской трагедии трагедию своего времени. Небывало интенсивное развитие драматической литературы и сценического искусства привело уже в середине столетия к созданию Островским драмы нового типа («пьесы жизни») и к созданию могучей национальной школы реалистического актерского искусства. Этим была подготовлена почва для той революции в искусстве, которую совершили Чехов и Горький, Станиславский и Немирович-Данченко, революции, которая оказала огромное воздействие на весь ход мировой художественной культуры XX века.

Первые попытки написания истории русского театра восходят к концу XVIII века. Уже в 1779 году появляется работа академика Якоба Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года», а в 1790 году публикуются «Записки, принадлежащие к истории русского театра» археографа и переводчика А. Ф. Малиновского. Обширный труд по истории русского театра предпринимает один из сподвижников Ф. Г. Волкова, выдающийся русский актер И. А. Дмитревский, однако работа его не была издана, а рукопись утеряна. На сведения, почерпнутые из этой рукописи, ссылаются в своих театральных воспоминаниях С. П. Жихарев, С. Т. Аксаков, А. А. Шаховской. В 1864 году драматург, критик и издатель театрального журнала Ф. А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и его историки», которая, по его словам, была написана на основании рукописи И. А. Дмитревского. В 1883 году вышла, также со ссылками на эту рукопись, «Хроника русского театра», составленная отставным актером, позже помощником режиссера и библиотекарем Иваном Носовым. Обе эти работы полны грубых фактических ошибок.

Среди ранних попыток написать историю русского театра должна быть отмечена «Летопись русского театра», принадлежавшая перу драматурга и театрального чиновника П. Н. Арапова. «Летопись» охватывает историю театра от 1673 до 1825 года и содержит большой фактический материал, однако ее нельзя считать подлинно научной работой. Автор, очевидно, не проверял приводимых фактов, особенно касающихся начального периода становления театра, и допустил серьезные ошибки; последний раздел «Летописи» представляет собой личные воспоминания автора, отсюда субъективизм оценок, отсутствие сведений о многих первостепенных явлениях, упоминания о событиях маловажных. Также основываясь в значительной степени на личных впечатлениях, составляет А. И. Вольф «Хронику петербургских театров», охватывающую период с 1826 по 1881 год.

Большой интерес к изучению истории русского театра проявляют начиная со второй половины XIX века крупнейшие русские историки и филологи — П. П. Пекарский, И. Е. Забелин, Н. С. Тихонравов, Алексей Н. Веселовский, И. А. Шляпкин, С. К. Богоявленский, В. Н. Перетц и другие. Однако в трудах историков театр рассматривался главным образом с этнографической точки зрения, как одна из форм бытового уклада; ученые-филологи сосредоточили свои интересы не столько на самом театральном искусстве, сколько на драматической литературе; ограниченность компаративистской методологии ученых сравнительно-исторической школы не позволила раскрыть самобытный национальный характер русского театрального искусства. При этом внимание исследователей привлекает почти исключительно ранний период становления театра в России.



В 1889 году появляется фундаментальный труд П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия». Коллективная «История русского театра» под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса, задуманная как многотомное издание, свелась к выпуску в 1914 году первого тома, также посвященного начальному периоду истории театра. Единственной попыткой в дореволюционном русском театроведении дать общую характеристику всего театрального процесса, включая искусство XIX и начала XX века, явилась «История русского театра» Б. В. Варнеке. Эта книга содержит огромный фактический материал, но автор не сумел раскрыть движущие пружины театральной истории, ограничившись эмпирическим изложением фактов и отказавшись от их социального анализа, от осмысления идейной проблематики драматургии и актерского искусства.


Билибин Ярославна
Художник Иван Билибин. Княгиня Ярославна. Эскиз костюма к опере Бородина «Князь Игорь».
Билибин Купец
Иван Яковлевич Билибин. Купец. Эскиз костюма к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Первая попытка охватить всю историю русского театра, от его истоков до первых лет советского театра, была предпринята В. Н. Всеволодским-Гернгроссом в 1929 году в его двухтомной «Истории русского театра». Существенным недостатком этого труда было преувеличение роли чисто зрелищного элемента, связанная с этим недооценка драматургии и приравнивание любых видов зрелищ к театральному искусству. В известной степени недостатки эти были свойственны и следующей работе В. Н. Всеволодского-Гернгросса — учебному пособию «Краткий курс истории русского театра», вышедшему в 1936 году.

В послевоенные годы XX века изучение истории русского театра значительно расширилось. Вышли в свет ценные сборники материалов и документов, посвященные творчеству и театральным взглядам выдающихся русских драматургов, актеров и режиссеров. Опубликованы монографические исследования о жизни и деятельности крупнейших художников русской сцены XVIII, XIX и XX веков. Процессы становления и развития русского театрального искусства исследуются в таких обобщающих трудах, как «Русский театр от истоков до середины XVIII века» и «Русский театр второй половины XVIII века» В. Н. Всеволодского-Гернгросса, «Русский драматический театр XVII—XVIII веков» Б. Н. Асеева, «Русский демократический театр XVIII века» В. Д. Кузьминой, «Актерское искусство в России» Б. В. Алперса, «Русское театральное искусство в начале XIX века» Т. М. Родиной, «Русский драматический театр первой половины XIX века» С. С. Данилова, «Русский драматический театр второй половины XIX века» С. С. Данилова и М. Г. Португаловой, «Малый театр второй половины XIX века» и «Малый театр в конце XIX и начале XX века» Н. Г. Зографа, сборник «Первая русская революция и театр», «Театр прославленных мастеров» А. Я. Альтшуллера и в ряде других работ. Серьезным вкладом в изучение старинного русского театра явилась серия книг «Ранняя русская драматургия» (XVII — первая половина XVIII века), выпускаемая под общей редакцией О. А. Державиной, К. Н. Ломунова и А. Н. Робинсона и содержащая научно прокомментированные тексты первых русских пьес.

Русский театр до XVII века →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL