ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ж Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Ж

Жабо — муслиновые или кружевные складки на грудной части и у воротника мужской рубашки в XVIII столетии; сейчас пышная отделка у воротника из кружев или легкой ткани (чаще на женской одежде). Жабо в XIX веке — стоячий воротник мужской сорочки, выступающий над галстуком по обе стороны подбородка; отделка из кружев или легкой ткани в сборку (разновидность кокилье — сильно расклешенная оборка) на груди у женской блузки или платья.

Жак — в XIII—XV столетиях узкая короткая мужская одежда с короткими или длинными рукавами. Конструкция рукава легла в основу современного рукава реглан.

Жакет — в период бургундской моды в XIII—XV веках короткая распашная мужская одежда, полы которой расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии. Жакет имел стоячий воротник, рукава различного вида, чаще всего жиго. С течением времени претерпел множество изменений, пока не превратился в короткий однобортный сюртук. Кроме того, в настоящее время так называют короткую женскую верхнюю одежду, обычно в талию.

Жарретьер — во Франции XVII столетия мужские широкие подвязки с бахромой, на которых держались чулки.

Женский топ — самый компанейский предмет женского гардероба. Как предмет легкого белья в современное время топ может вступать в союз со строгими брюками и кокетливыми юбками, деловыми костюмами и неформальными джинсами, спортивными куртками и сексуальными платьями-бюстье. Подробнее → Женский топ

Женские трусы — форма женского нижнего белья, обычно легкого и уютно облегающего тело; как правило, предназначенного для ношения женщинами или девочками под одеждой. Подробнее → Женские трусы

Жесткая декорация — объемно-каркасные конструктивные элементы оформления спектакля: ширмы, рамы, стенки, потолки, крыши, двери и окна, колонны, мебель, и т.п. Для удобства хранения и перевозок жесткие декорации делают разборными.



Жиго — в эпоху бургундской моды в XIII—XV веках рукава к мужским жакетам, которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти руки. В них часто делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава спускались вдоль тела чисто декоративно.

Жилет — мужская (позднее и женская) одежда без рукавов. Название вошло в обиход во Франции в XVII столетии и происходит от имени персонажа комического театра — Жиля. Изготавливались жилеты из белого пике, шелка бархата, из набивной ткани с рисунком в цветочек, полоску клетку украшались вышивкой и дорогими пуговицами. В XVIII веке жилеты появились и в России, хотя во времена императора Павла I были запрещены как проявление французского мятежного духа. К 30–м годам XIX столетия они уже не считались в России иностранной модой. Более того, надевать два или три жилета вместе считалось особенно элегантным. Менялась форма, менялись ткани, были жилеты двубортные и однобортные со множеством карманчиков, с воротниками или без, на дорогой подкладке из пунцового шелка и бесценных шалей. К концу XIX века жилет — популярная мужская и, особенно, женская одежда. Жилеты украшаются вышивкой, аппликациями и всевозможными аксессуарами, например, мужской галстук подбирался к дамскому жилету.

Жипп — в XI—XII веках узкий жилет, подчеркивающий формы тела и поддерживающий грудь. По краям отделывался галуном и вышивкой. Надевался на блио. Носили его с богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.

Жупан — на Руси простой кафтан или зипун; на Украине — теплая верхняя одежда, род охабня, шуба, тулуп.

Журнад — в XV—XVI столетих кафтан с длинными рукавами, который можно было носить, не вдевая руки в рукава, поверх лат (рукава при этом могли подвязываться сзади).

Жюстокор (фр. just-au-corps, жюс-о-кор) — длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами с карманами. Начиная с середины XVII века король Людовик XIV ввел покрой жюстокора как образец для военной формы. Во второй половине XVIII столетия жюстокор с эполетом в виде пучка лент на правом плече появляется в женском охотничьем костюме. Женщины перетягивают его в талии шарфом, носят с широкой распашной юбкой и шляпой, украшенной страусовыми перьями. Подробнее → Жюстокор →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL