ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

В Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву В

Вага — в кукольном театре приспособление для управления куклой-марионеткой. Вага для управления куклой-человеком состоит из трех брусков:
— основного вертикального бруска, который кукловод держит в руках;
— неподвижного бруска, крестообразно прикрепленного к основному бруску;
— качающегося "коромысла", прикрепленного к основному брусу выше неподвижного бруска.
Для управления движениями кукол—животных применяются ваги с основным бруском, расположенным горизонтально. На неподвижном бруске укрепляются нити, идущие к голове куклы и поддерживающие ее в вертикальном положении; а также нити, управляющие движениями рук куклы. На качающемся "коромысле" укрепляются нити, которые идут к ногам куклы. Покачивая это "коромысло", кукловод изображает походку куклы.

Вакеро — в XVI веке в Испании закрытый лиф женского платья на жестком каркасе, сложными рукавами или без рукавов.

Вамс — в Германии XVI столетия мужская одежда, подобная пурпуэну. Вамс спереди был сильно открыт и позволял видеть заложенный в мелкую складку ворот рубашки. Был частью костюма ландскнехтов.

Венец — торжественный головной убор, часто имеющий церемониальное значение. Например, при венчании — христианском таинстве, обряде возложения венца на головы верующих при вступлении их в церковный брак.

Вертеп — украинский народный театр кукол, получивший распространение в XVII—XIX веках. Кукольный театр, в котором разыгрывались представления религиозного характера. Обычно вертеп имел два яруса: верхний этаж (рай), где разыгрывались религиозные сцены; и нижний этаж (ад), где разыгрывались светские сцены. Вертепные куклы передвигались по прорезям в полу вертепа. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика, приводились в движение вертепщиком. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

Вертепная кукла — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица — только намечены.



Вертугадэн — юбка из полотна на тугой металлической прокладке. При короле Карле IX во Франции это название получил толстый валик, поддеваемый под юбку и прижатый к талии.

Вертюгаль — в Испании XVI века юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно этикету, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название «хранитель добродетели».

Верхняя сцена — часть сценической коробки:
— находящаяся выше зеркала сцены;
— ограниченная сверху колосниковой решеткой;
— оборудованная рабочими галереями и переходными мостиками;
— служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.

Верховая кукла — театральная кукла, находящаяся выше работающего с ней кукловода, который скрыт от зрителя ширмой. Верховыми являются перчаточные, тростевые, мимирующие и механические куклы.

Веста — мужская одежда, надевалась на кафтан и была точной его копией, но из легкой ткани на спине (и летом без рукавов). Чаще всего шился из парчи, бархата, репса или атласа, в редких случаях из однородной с кафтаном ткани. Во второй половине XVII столетия во Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор. Как и жюстокор, ее застегивали только до середины груди. В середине XVIII века весту стали делать без рукавов.

Вестидо — в XVI столетии женское платье с очень пышными рукавами и широкой юбкой, коротким тюником, из которого потом образовалась баска.

Весткоут — в Англии XVII века суконный кафтан, по покрою сходный с французским жюстокором, но его силуэт значительно проще, и боковые фалды в весткоуте не топорщатся, как в жюстокоре.

Вестон — в XVIII столетии укороченная веста без рукавов, со спинкой из полотна, полуприлегающей формы. В первой половине XIX века — часть охотничьего костюма; к середине столетия становится каждодневной одеждой. С брюками и жилетом вестон образует классическую «триаду».

Виртуоз (итал. virtuoso от латинского слова virtus, талант) — исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой своего искусства. Виртуозность как высшая ступень мастерства позволяет свободно и полно пользоваться средствами художественной выразительности.

Виттл — лента, которой римлянки обвивали голову. Поддерживала прическу, являлась сословным признаком; особы легкого поведения носить виттл не могли.

Витшура — пальто на меху.

Витязь Ласло — герой венгерского театра кукол второй половины XIX века; веселый парень, гуляка и храбрец, защитник всех притесняемых.

Внутренний просцениум — пространство сцены, заключенное внутри декоративного портала сцены.

Воланы — гладкие зубчики, собранные в складку и сборку.

Военная форма одежды — комплект предметов военного обмундирования, снаряжения и знаков различия военнослужащих, установленный для личного состава вооруженных сил государства.

Вольтье (фламанд. waaltje, маленький валлон) — комический герой бельгийского народного театра кукол; тщедушный, длиннорукий, большеносый весельчак, проказник и сатирик.

Воротник а–ля Мария Стюарт — кружевной воротник на проволочном каркасе. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт.

Воротник а–ля Шиллер — отложной воротник мужских спортивных рубашек XX столетия, напоминающий моду времен знаменитого немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера.

Воротник английский — из двух полукружий, стоячий, на каркасе. Появился в XVI столетии, пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой.

Воротник итонский — мужской отложной крахмальный воротник, широкий круглый отложной воротник на женском платье. Назван по городку Итону, где находится одна из девяти старейших престижных средних школ Англии.

Воротник саксонский — женский воротник эпохи Реформации жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом.

Воротник французский — округлый, стоячий, на каркасе. Появился во Франции в XVI столетии, пришел на смену фрезе.

Враки — один из вариантов традиционного мужского костюма в Греции: черные штаны с широким шагом до колен, и с узкими, обтягивающими ногу ниже колен штанинами, короткий черный жилет, шляпа с полями и головная повязка.

В сукнах — в театре прием лаконичного оформления сценической площадки в виде системы однотонных подвесных драпировок, целью которого является создание на сцене вневременного отвлеченного пространства.

Вставка с пролетом — декорационный щит, вставляемый в остов павильона в виде окна или двери.

Выгородка — проверка эскиза или макета декорации нового спектакля путем его воспроизведения на сцене в виде макета в натуральную величину. Хорошо организованная выгородка воспроизводит декорации с абсолютной точностью во всех размерах и пропорциях, по возможности в цвете и фактуре.
Выгородка дает режиссеру и художнику возможность до начала изготовления декораций увидеть внешний образ будущего спектакля, проверить ракурсы и линии видимости из различных точек зрительного зала. В ходе проверки выгородка всегда подвергается изменениям, которые фиксируются и тщательно замеряются. В дальнейшем это дает возможность изготовить декорации без переделок.

Выпуск спектакля — последний этап работы над спектаклем, во время которого:
— проводятся генеральные репетиции;
— фиксируется порядок проведения спектакля;
— проверяется готовность всех элементов оформления спектакля, музыкальное и шумовое сопровождение, световые перемены, сценические эффекты, длительность антрактов и т.п.

Высота сцены — расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно высота сцены почти в три раза превышает высоту зеркала сцены, что позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.

Выходной актер — актер, исполняющий маленькие роли (имеющие несколько слов).



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL