ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ш Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Ш

Шамарр — верхняя одежда, разновидность гупелянда меньшего размера, открытый спереди, подбитый мехом, с большими рукавами, свободно висевшими вдоль пол.

Шап — в позднем средневековье женский плащ с рукавами и капюшоном.

Шаперон (фр. chaperon) — капюшон с короткой пелериной, покрывающей плечи. В XIV столетии так назывался головной убор в виде одного или двух длинных кусков ткани, уложенных вокруг головы подобно тюрбану, при этом концы спускались на плечи. Также короткое пальто с капюшоном.

Шапо-де-суа — в XIII столетии женский головной убор типа венца, который надевали знатные женщины на узкую белую повязку, покрывающую лоб, прическу и подбородок.

Шапо-де-флер — во Франции XIII века мужской головной убор в виде обруча, украшенного цветами.

Шапо-капот — в XIX столетии шляпа с жесткими полями для вечерних прогулок. В Англии, а затем и в Европе, с полей шапо-капот спускали длинную вуаль, которая заканчивалась кружевом.

Шапокляк — складной цилиндр с закрывающимся механизмом, изобретен в 1835 году. До 1914 года был принадлежностью бального туалета мужчин.

Шелом — в X—XIII столетиях на Руси название защитного головного убора, шлема.

Шемиз — во времена раннего средневековья льняная рубашка.

Шемизетка — коротенькая манишка для прикрытия глубокого выреза на платье. В XVII столетии мужская небольшая мягкая куртка из тафты на подкладке; ее носили поверх рубашки из тонкого полотна.

Шениль — в XVII столетии часть утреннего костюма светских молодых людей. Это французское слово, равно как и одежда, попав в Россию, претерпело некоторые изменения и превратилось в шинель.



Ширина — в старые времена на Руси шелковый платок, дополнение женского костюма. Также полотнище, отрезок целой ткани; подвязной передник, без лифа; полотенце, носовой платок. Шириной именовали фату, часто шитую жемчугом; под шириной молодую везли к венцу.

Шлафрок — халат на вате и меху, покрытый хлопчатобумажной тканью, атласом или плюшем. Шлафрок шился обычно из эффектных узорчатых тканей: штофа, парчи, камки, из красочной привозной набойки. Теплые шлафоры делали на меху носили поверх камзола или рубашки.

Шлевка — деталь в форме узкой полоски, применяется для поддержания пояса, погонов, пат, хлястика.

Шлейф — удлиненный конец одеяний, волочащийся сзади по земле. Намеренно увеличивал и удлинял фигуру, делая ее более импозантной и возвышенной. В период поздней готики его ввела в моду знаменитая красавица Агнесса Сорель. В XVIII столетии шлейф на придворных платьях обычно состоял из отдельного куска ткани и крепился к плечам или талии. Длина шлейфа зависела от знатности особы, которая его носила. Самый большой шлейф был на коронационном костюме императрицы Екатерины Великой — его длина составляла около семидесяти метров, несли его полсотни пажей.

Шопка (польск. szopka, вертеп) — в Польше XVI века вид народного кукольного театра, характерной чертой которого является сочетание в представлении сцен религиозного содержания с народными интермедиями. Представления шопки разыгрывались в двухъярусном ящике, в котором действовали стержневые куклы на палочках (на потыках). Куклы передвигались посредством прикрепленной снизу проволоки по щелям пола ящика.

Шорты (англ. shorts) — разновидность укороченных брюк. Шорты могут служить в качестве элемента пляжной или спортивной одежды, деталью униформы, а также частью национального костюма. Подробнее → Шорты

Шоссы — с XII столетия длинные, облегающие ногу чулки-штаны из ткани, часто из материи разного цвета.

Штиблеты — в конце XVIII века в России название суконных, на подкладке, реже — кожаных, голенищ на крючках или пуговицах. Позже так стали называть мужские ботинки на шнурках.

Шугай — в XV—XVII столетиях в Московской Руси короткая женская верхняя одежда с отрезной по талии спинкой, с баской, собранной в пышные сборки, с длинными суживающимися рукавами; шугай мог быть с меховым воротником или меховой опушкой.

Шумовое оформление спектакля — воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих действию пьесы. Шумовым оформлением занимается звукооформитель или постановочная часть театра. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады.

Шушун — в Московской Руси длинный женский сарафан, без сборок, расклешенный в подоле за счет клиньев, с фальшивыми рукавами.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL