ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

П Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву П

Павильонная декорация — театральная декорация, изображающая интерьер закрытого помещения и состоящая из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафеля и т.д. Стенки могут иметь пролеты для окон, дверей и т.п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных веревок (захлесток) и крепятся к полу сцены откосами. За окнами и дверьми павильонной декорации обычно ставятся заспинники. Павильонная декорация перекрывается потолком, который подвешивается к колосникам.

Падуга — полоса занавеса по верху сценической площадки.

Палантин — женская наплечная накидка из меха, бархата или другой ткани, В моде появилась в середине 70-х годов XVII столетия. Названа по имени принцессы Палатинской, которая однажды, замерзнув, накинула на плечи полоску из соболей.

Паллиум — плащ наподобие гиматия или тоги. Был распространен в Греции, а позднее в Риме.

Палудаментум — пурпурный плащ римских полководцев, по покрою похож на лацерну.

Пальмерстон — мужское пальто, сзади плотно прилегающее в талии. Названо по имени английского дипломата лорда Пальмерстона.

Пальто а–ля Спенсер — короткое узкое пальто светлых тонов без пол. Вошло в моду в 90–е годы XVIII века, названо по имени лорда Спенсера.

Панёва — часть русского национального женского костюма, женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную одежду из трех или более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане.

Панталоне (итал. pantalone) — персонаж итальянской комедии дель арте; тип богатого купца-венецианца: старый, глупый, хворый, скупой и самоуверенный.
Панталоне:
— постоянно становился жертвой проделок Дзанни и Серветты;
— носил красная куртку, красные панталоны, желтые туфли с пряжками, красную шапочку, черный плащ, а также кошель с деньгами за поясом;
— имел маску землистого цвета, длинный горбатый нос, седые усы и бороду;
— говорил на мягком венецианском диалекте.



Панталоны — шоссы, которые получили это название в середине XVII столетия по имени персонажа итальянской комедии Панталоне. В конце XVIII века панталоны удлиняются, это заставляет носить их на бретелях (подтяжках), которые становятся частью европейского костюма. В дальнейшем мода вносила разнообразие в мужской костюм, меняя длину и ширину панталон. Подробнее → Панталоны

Пантомима — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластическая выразительность человеческого тела, жест и мимика. Пантомима может сопровождаться музыкой, ритмическим аккомпанементом, пением и декламацией.
Различает два вида пантомимы:
— искусство мима, в котором действует только один актер;
— представление cо многими участниками, с музыкой, декорациями и другими аксессуарами театрального спектакля.

Панч (англ. Punch) — постоянный персонаж английского народного театра кукол; ручная (перчаточная) кукла. Гуляка, плут, весельчак и драчун Панч:
— имел облик горбуна с длинным крючковатым носом;
— носил остроконечный колпак;
— избивал и убивал всех, кто стоит у него на пути.
Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди.

Панцирь (нем. panzer) — оборонительные доспехи в древности и в средние века.

Панье — канифасовая или полотняная юбка, жестко проклеенная или поставленная на тростниковые круги, диаметр которых последовательно уменьшается к талии. Панье — нижняя юбка, натягивавшаяся на китовый ус или на деревянные обручи (в переводе с французского это «корзина»); юбка сплюснута спереди и сзади, край подола имеет вид эллипса. Родиной панье считается Англия, а в 1718 году мода носить панье попала во Францию. Однако, существует версия, что панье появилось в середине 1710-х годов под влиянием французского театра: в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Принцесса де Монтань была кривобока, и огромное широкое панье помогло бы скрыть ей этот дефект, и в результате панье вошло в моду. В 1784 году, кто-то залил маслом воланы на панье актрисы Клерон, и она вышла на сцену в гладком платье; через несколько дней панье ушло в область истории.

Парео (таитянск. pareu) — прямоугольный отрез ткани, подвязываемый на бедрах в виде юбки, под мышками в виде платья или иным образом. Парео является предметом женской одежды, его родиной считается остров Таити во Французской Полинезии. В современное время парео часто входит в женский пляжный костюм.

Паспорт спектакля — документ, включающий в себя:
— планировки оформления и схемы развески декораций;
— световые партитуры;
— монтировочные описи;
— акты приемки, приказы и другие документы.

Паяц (итал. pagliaccio) — комический персонаж старинного народного итальянского театра. Неловкий, неотесанный парень Паяц:
— встречался среди персонажей комедии дель арте XVI—XVII веков;
— был слугой Панталоне;
— смешил зрителей глупостью, упрямством, легкомыслием и трусостью;
— носил мешковатую одежду с большими пуговицами, белую шляпу и маску.

Парад (фр. parade) — во французском старинном ярмарочном театре комедийные сценки, разыгрывавшиеся актерами перед балаганом или на его наружном помосте с целью зазвать публику на представление.

Парасоль — зонтик от солнца.

Партер — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

Парча — тяжелая шелковая ткань с узором, вытканным золотыми или серебряными нитями. Использовалась для парадной дворцовой и церковной одежды.

Пасос (исп. pasos) — жанр испанского народного театра XVI века; одноактная пьеса комедийно-бытового характера. По содержанию многие пасос являются драматизованными анекдотами. Традиционные персонажи пасос: простак-крестьянин, его жена, дочь, плутоватый слуга, бедняк-студент, шут, нищий, сводник, вор, туповатый провинциал. Пасос разыгрывались бродячими актерами под открытым небом или вводились в качестве вставных сценок между актами большой пьесы.

Паттены — в английской истории башмаки на деревянной подошве с железным ободом, надевавшиеся поверх обычной обуви для ходьбы по грязи.

Паты — декоративные детали одежды на рукавах, карманах в виде полосок разной формы.

Пачка — в балете короткая, пышная, многослойная юбка танцовщицы. Впервые пачка была изготовлена в 1839 году для знаменитой танцовщицы Тальони по рисунку художника Э. Лами. Первоначально пачки шили из газовой материи, муслина или тарлатана, сложенных в несколько рядов. Обычно пачка пришивалась к лифу или корсажу. С 1940-х годов пачки делают из легких, упругих синтетических тканей.

Пелерина (фр. pelerin, странник) — первоначально накидка без рукавов, которую носили паломники. Современная пелерина — это разновидность накидки с отверстиями для рук.

Пелжент — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

Пелис — в костюме XIII века зимний дублет на меху, Позже, в XV столетии от пелиса образовалось слово «пелиссон» — шуба, зимняя женская одежда типа гупелянд.

Пенула — плащ, обычно круглой формы, имеющий в центре вырез для головы.

Пеньюар — во Франции начала XIX столетия утреннее женское платье, род капота из легкой ткани; в настоящее время домашняя кружевная одежда. Подробнее → Пеньюар

Пеплос — с VIII по II век до нашей эры верхняя одежда дорийских гречанок. Прямоугольный кусок ткани, окутывающий тело и застегнутый на правом плече фибулой. С правой стороны пеплос не сшит и при хотьбе распахивался. Диплодий — отворот пеплоса — украшали каймой и драпировали. Все складки пеплоса строго симметричны. Подробнее → Пеплос

Передник — одежда древних египтян, состоящая из куска ткани, прикрепленного к поясу; в Московской Руси в XV—XVII веков женская одежда из двух несшитых полотнищ, над грудью собиралась на шнурок; позже — и до сего дня — часть одежды разного вида и покроя для прикрытия передней части тела, фартук.

Передник ширмы — матерчатая занавеска:
— подвешенная к рамкам ширмы;
— закрывающая ее конструкцию со стороны зрителей.
Передние применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перестановка — смена оформления, которая производится во время антракта или небольшой паузы между картинами.

Перкаль (фр. percale) — ткань из средней или тонкой бумажной пряжи (бумажного батиста).

Петиметр — образ щеголя в сатирической комедии.

Петрушка — главный персонаж русских народных кукольных представлений; верховая кукла. Петрушка:
— имел облик горбуна с крючковатым носом;
— носил красную рубаху и остроконечный колпак с кисточкой.
Пьесы с участием Петрушки входили в репертуар скоморохов и состояли из юмористических бытовых сценок и диалогов сатирического характера, изображавших:
— как Петрушка торговал у цыгана—барышника беззубую клячу и расплачивался с ним дубинкой;
— как Петрушка побоями расправлялся с капралом, который вербовал его в рекруты и другие сценки.

Пиджак — восходит к облегающим жакетам времен готики. Пиджак примерно в том виде, в каком мы его знаем, появляется в 70–х годах XIX века в Англии: это каждодневная одежда, которая тогда обшивалась по бортам черной тесьмой. Ныне это часть мужского или женского костюма — куртка с отложным воротником и застегивающимися полами.

Пижама — широкие панталоны из легкой ткани в Индии; легкий костюм — спальный, домашний, или больничный —из брюк и свободной куртки. Пижама стала известна в Европе в XIX столетии, благодаря путешественникам, завезшим ее из тропических стран.

Питершам — мужское пальто из тяжелого драпа, обычно темно-синего цвета. Такое пальто носил лорд Питершам в начале XIX столетия. Также название тяжелого драпа, обычно темно-синего, и тяжелой шелковой репсовой ленты для шляп, поясов и т.п.

Пищик — инструмент, помогающий имитировать характерный пронзительный голос Петрушки. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносит текст Петрушки с пищиком во рту.

Планшет сцены (фр. planche, доска) — в театре пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают:
— горизонтальные планшеты; и
— покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

Планшетная кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Пластичный актер — гибкий, хорошо, свободно двигающийся, выразительный в движениях актер. Такой актер способен передавать внутреннее состояние героя в тончайших изменениях внешнего облика.

Пластрон — в первой четверти XIX века галстук для вечернего фрака, который не завязывается, а скрепляется двенадцатью булавками.

Платно — в XV—XVII веках в Московской Руси царское распашное длинное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу, с широкими недлинными рукавами, застежкой встык, по бортам, подолу и краям рукавов обшитое орнаментальной полосой.

Плащ — в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В XVIII веке появляется плащ-пелерина. В XX столетии плащом стали называть макинтош, а позже любую подобную верхнюю одежду из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами, на застежке.

Плиссе — мелкие незастроченные складки на ткани, известные с древних времен Египета. В настоящее время плиссе делается с помощью специальных машин.

Площадной театр — вид народных театральных представлений, происходивших на площадях и улицах под открытым небом.

Плюдерхозе — в Германии XVI столетия штаны типа шаровар, спускающиеся причудливыми клочьями почти до лодыжки. Изобретателем этой одежды ландскнехтов называют курфюрста Морица Саксонского.

Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, мягкая шапочка из ткани различной формы, носили по будням. В XIX веке вытеснила кику и сороку.

Повязка — характерный женский головной убор XIII века, состоящий из полоски ткани, охватывающей подбородок и голову, и венца (из накрахмаленного полотна или на твердой прокладке). К нему могли надеть обруч на лоб или зубчатую корону. Кроме того, так называется традиционный девичий нарядный головной убор у народов Восточной Европы: широкая лента вокруг головы, украшенная вышивкой, бисером и т.п.

Подмакетник — каркас коробки сцены в масштабном сокращении с портальной аркой, с планшетом, с люками, с подъемами для подвесных декораций, с оборудованием для освещения и др.

Подубрусник — головной женский убор.

Подволока — в старину богатая женская мантия, надевавшаяся на платье: из шелка, обычно золотого или сребротканого, с вошвами. Края мантии — так называемое подволочное эапушье — были пристежные, украшались золотым шитьем, драгоценными камнями, жемчугом.

Подвязки — часть мужского костюма XV столетия, необходимая для закрепления чулок. Затем они стали использоваться в мужском костюме как украшение. В XVI столетии подвязки становятся деталью женского костюма. В периоды рококо, ампир и бидермейер дамы носили декоративные подвязки с пряжками или завязками. В XIX веке появляются подвязки с резиновыми прокладками и лентами. В XX столетии круглые подвязки заменяются на пояса с резинками. Подробнее → Подвязка

Поднизь — украшение, прикрепляемое к кокошнику, венцу, кике в виде бахромы, сеток из бус, жемчужных нитей.

Подоплека — в XV—XVII веках в Московской Руси подкладка, которую подшивали на спину и грудь рубахи.

Подъемное оборудование сцены — совокупность механизмов, с помощью которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных приборов и т.п.

Позумент — крученая пряжа известной формы (шнур, тесьма, бахрома).

Полет — в театре динамическое перемещение артиста (живой полет) или бутафории (бутафорский полет) выше планшета сцены.

Полишинель (фр. polichinelle) — персонаж французского народного театра, имеющий традиционный облик горбуна, веселого задиры и насмешника. Полишинель близок к маске Пульчинеллы итальянской комедии дель арте.

Помпадур — в XVIII столетии дамская сумочка в виде матерчатого (обычно бархатного} или кружевного мешочка. Названа по имени мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XIV.

Портал (лат. porta, ворота) — парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

Портал сцены — архитектурный портал:
— отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала;
— образующий портальное отверстие (зеркало сцены).
Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.

Портальная арка — основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая:
— из архитектурной арки — проема в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия;
— из игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия.
Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется:
— либо из комплекта портальных кулис и падуги;
— либо из подвижных портальных башен и мостика.

Портальная башня — часть игровой портальной арки сцены; жесткая металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

Порты — в X—XIII веках на Руси неширокие, длинные, сужающиеся книзу, доходящие до щиколоток штаны. Порты шились из двух кусков домотканого холста или сукна, в месте соединения которых вставлялась ширинка — ромбический кусок такой же ткани, — и собирались в талии на гашнике. Шились порты из неотбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, или из той же домотканины, но украшенной вертикальными полосами.

Порфира — длинная мантия, обычно пурпурного цвета, надеваемая монархами в торжественных случаях; один из символов власти монарха.

Постол — кожаный чулок или кожаная обувь.

Пояс для чулок — деталь нижнего женского белья. Пояс, к которому крепятся чулки, появился в результате эволюции шосс или колгот–чулок, характерных для позднего средневековья, носившихся как мужчинами, так и женщинами.

Премьер (фр. premier, первый) — актер, занимающий первое или одно из первых мест в труппе по положению и характеру исполняемых ролей.

Примадонна — актриса, исполняющая главные роли.

Проекционная декорация — декларация, основанная на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном служат: задник, горизонт, стены, пол и т.д. Различают:
— прямые проекции, когда проектор находится перед экраном; и
— проекции на просвет, когда проектор находится за экраном.
Кроме того, различают:
— статические проекции: архитектурные, пейзажные и пр. мотивы; и
— динамические проекции: движение облаков, дождя, снега и т.д.

Произведения декоративно–прикладного искусства — одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные изделия и другие художественные изделия:
— отмеченные эстетическим качеством;
— рассчитанные на художественный эффект;
— служащие для оформления быта и интерьера.

Простак — амплуа театрального актера, исполняющего простодушного человека.

Пространственная декорация — декорация, которая строится на принципе окружения сцены зрителями со всех сторон.

Просцениум (лат. proscaenium) — часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

Пуанты (фр. pointe, острие) — обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твердый носок, изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами на ноге танцовщицы. Конструкция пуантов способствует достижению устойчивости на опорной ноге в позах классического танца.

Пульчинелла (итал. pulcinella) — персонаж неаполитанской комедии дель арте; остряк и весельчак, сочетающий черты Дзанни-пройдохи и Дзанни-простака.
Пульчинелла:
— выступал носителем сатирического начала;
— имел облик горбуна с большим крючковатым носом;
— носил одежду из грубой пеньковой материи и высокую остроконечную шляпу.

Пурпур — очень дорогой краситель, известный с древних времен. Краску получали из сока моллюсков, и она давала целую гамму оттенков — от темно–фиолетового до красного и коричневого. Плащ пурпурного цвета был символом высокого сана.

Пурпуэн — в XIII—XV веках короткая мужская куртка с узкими рукавами или без рукавов, к ней крепились штаны-чулки. Вначале пурпуэн надевали под военные доспехи (латы), около 1340 года он стал гражданской одеждой. В первой половине XVI века пурпуэн нового фасона шили из шелка или бархата, отделывали вышивкой, украшали разрезами, которые скреплялись пряжками, шнурками, пуговицами и т.п. Во второй половине XVI века изменяется фасон пурпуэна — его делают со стоячим воротником, рукава и талия становятся уже, иногда появляются рукава с коротким буфом. Весь мужской костюм отделывали пуговицами — их пришивали около пятисот штук. Края пурпуэна обшивали валуном. К середине XVII века пурпуэн имеет более высокую талию, менее узкий лиф, четыре длинных баски и более широкие вверху рукава с частыми продольными разрезами. Иногда рукава сшивают из отдельных лент или делают с одним разрезом спереди. В конце XVII столетия пурпуэн заменяют брасьером. Подробнее → Пурпуэн

Пьеро (фр. pierrot) — персонаж французского народного театра. Пьеро — в XVII веке — тип ловкого и решительного слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. Со временем в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника, неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм Пьеро — белая рубашка с жабо, с большими пуговицами и широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.

Пэстис (англ. pastease) — невероятно сексуальный аксессуар для раскованных, уверенных в себе женщин; применяется с целью защитить нежную кожу женской груди от вредного воздействия солнечных лучей. Подробнее → Пэстис →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL