ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

О Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву О

Обтяжка ширмы — драпировка, наглухо прикрепленная к рамкам ширмы.

Объемная декорация — декорация, в которой применяются прямые и наклонные станки для изображения террас, холмов, крепостных стен и т.д. Обычно объемные конструкции станков маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами. Для смены частей объемной декорации используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены.

О-де-шосс — короткие штаны, иногда подбитые ватой, стеганые, шарообразные, сделанные из бархата, парчи и других шелковых тканей и сукна; элемент мужской моды XVI столетия. В XVII веке появляется большое разнообразие фасонов о-де-шосс. В середине века это свободные прямые штаны, которые заканчиваются под коленом, снизу их украшают эгийеттами или лентами «ля-птит-уа» — самой модной отделкой того времени.

Одежда — искусственные покровы человеческого тела. Одежда:
— отражает общественное и семейное положение человека, характера его труда и быта, а также этнические и общенациональные особенности;
— выражает эстетические идеалы общества;
— подвергается кратковременным изменениям моды.

Одежда нераспашная — вид одежды надеваемой через голову без разреза переда или спинки сверху донизу.

Одежда распашная — вид одежды с разрезом переда или спинки сверху донизу, с застежкой или без нее.

Одежда сцены — совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.



Однорядка — старинная русская мужская и женская одежда: плащ без подкладки (в один ряд), широкий, долгополый, обычно без воротника, с длинными рукавами, в которых проделывались прорези для рук; шилась однорядка, в основном, из шерстяных тканей, украшалась кружевом, нашивками, золотыми строчками, образцами. Ее носили в ненастную погоду, в рукава или внакидку, поверх кафтана или зипуна. Бытовала до Петровской реформы.

Окат — верхняя часть рукава, ограниченная лекальной линией.

Ольстер — длинное просторное пальто из грубошерстного сукна, обычно с кушаком, иногда с капюшоном. Первоначально шилось из ирландского бобрика, названо по исторической области в Ирландии.

Омоньер — в XIV—XV веках кожаный мешочек для денег, прикреплявшийся к поясу; деталь мужского и женского придворного туалета при бургундском дворе.

Омюсс — в XIII—XV столетиях женский головной убор, похожий на капюшон, с концами, завязанными вокруг шеи.

Онгрелин — в XVI веке зимняя одежда с узким лифом, на меху, с меховой опушкой и с четырьмя широкими басками. Во Францию попала из Венгрии.

Опашень — старинная русская мужская и женская верхняя одежда, разновидность охабня, длинная, обычно суконная, без воротника и петлиц, с частыми пуговицами, украшенная по краям золотым и шелковым шитьем. Откидные длинные рукава свободно висели вдоль тела, а руки продевались в особые прорези. Могли также носить внакидку. Женщины поверх опашня надевали душегреи или телогреи, шубы.

Оперное искусство — вид синтетического искусства, соединяющего в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительное искусство и хореографию при ведущем значении музыки.

Осветительное оборудование театральной сцены — специальные осветительные и проекционные приборы для постановки спектакля. Состав:
— аппаратура верхнего освещения;
— аппаратура горизонтного освещения;
— аппаратура бокового освещения;
— аппаратура выносного освещения;
— переносная осветительная аппаратура;
— специальные осветительные и проекционные приборы.

Основа конструкции одежды — общая, универсальная, исходная база для построения конструкций одежды различного ассортимента, единая для мужчин, женщин и детей, включает систему основных конструктивных отрезков и графическое изображение основных деталей с оформлением горловины, нижней части проймы, вытачек на лопатки, грудь, живот, устанавливает взаимосвязь размерных признаков с конструктивными отрезками, соответствует оболочке с минимальными прибавками.

Открыто управляемая кукла — театральная кукла большого размера, которой управляют открыто, без ширмы. Такие куклы обладают сложной внутренней механикой, позволяющей открывать рот, моргать, работать с предметами и даже играть на музыкальных инструментах.

Отлет — обработанный край детали: воротника, манжеты, волана и т.п.

Оформление спектакля — организация всех внешних средств сценической выразительности:
— придающих спектаклю определенную форму;
— способствующих раскрытию идейного содержания спектакля;
— усиливающих воздействие спектакля на зрителя;
— определяющих стиль постановки.
В оформление спектакля входят:
— декорация;
— театральный костюм;
— грим;
— бутафория;
— световое и шумовое оформление;
— музыкальное оформление.

Охабень — старинная русская одежда в виде широкого кафтана с четырехугольным отложным воротником и длинными прямыми, часто откидными рукавами. Первое упоминание датируется 1377 годом. Мужская и женская верхняя легкая одежда у различных слоев населения: длинная, широкая, слегка раскошенная внизу, с длинными прямыми рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Носили в рукава, внакидку; рукава могли завязываться сзади на талии. У богатых охабень шился из дорогих тканей, с нашивками на груди, пристежным воротником — ожерельем, с кружевом, с дорогими пуговицам. Со второй половины XVII века постепенно исчезает из одежды высших классов, оставаясь еще долго в народном быту.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL