История моды маски куклы костюма

О Глоссарий терминов истории моды и театра

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву О

Обтяжка ширмы – драпировка, наглухо прикрепленная к рамкам ширмы.

Объемная декорация – декорация, в которой применяются прямые и наклонные станки для изображения террас, холмов, крепостных стен и т.д. Обычно объемные конструкции станков маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами. Для смены частей объемной декорации используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены.

О-де-шосс – короткие штаны, иногда подбитые ватой, стеганые, шарообразные, сделанные из бархата, парчи и других шелковых тканей и сукна; элемент мужской моды XVI столетия. В XVII веке появляется большое разнообразие фасонов о-де-шосс. В середине века это свободные прямые штаны, которые заканчиваются под коленом, снизу их украшают эгийеттами или лентами «ля-птит-уа» – самой модной отделкой того времени.

Одежда – искусственные покровы человеческого тела. Одежда:
– отражает общественное и семейное положение человека, характера его труда и быта, а также этнические и общенациональные особенности;
– выражает эстетические идеалы общества;
– подвергается кратковременным изменениям моды.

Одежда нераспашная – вид одежды надеваемой через голову без разреза переда или спинки сверху донизу.

Одежда распашная – вид одежды с разрезом переда или спинки сверху донизу, с застежкой или без нее.

Одежда сцены – совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.



Однорядка – старинная русская мужская и женская одежда: плащ без подкладки (в один ряд), широкий, долгополый, обычно без воротника, с длинными рукавами, в которых проделывались прорези для рук; шилась однорядка, в основном, из шерстяных тканей, украшалась кружевом, нашивками, золотыми строчками, образцами. Ее носили в ненастную погоду, в рукава или внакидку, поверх кафтана или зипуна. Бытовала до Петровской реформы.

Окат – верхняя часть рукава, ограниченная лекальной линией.

Ольстер – длинное просторное пальто из грубошерстного сукна, обычно с кушаком, иногда с капюшоном. Первоначально шилось из ирландского бобрика, названо по исторической области в Ирландии.

Омоньер – в XIV–XV веках кожаный мешочек для денег, прикреплявшийся к поясу; деталь мужского и женского придворного туалета при бургундском дворе.

Омюсс – в XIII–XV столетиях женский головной убор, похожий на капюшон, с концами, завязанными вокруг шеи.

Онгрелин – в XVI веке зимняя одежда с узким лифом, на меху, с меховой опушкой и с четырьмя широкими басками. Во Францию попала из Венгрии.

Опашень – старинная русская мужская и женская верхняя одежда, разновидность охабня, длинная, обычно суконная, без воротника и петлиц, с частыми пуговицами, украшенная по краям золотым и шелковым шитьем. Откидные длинные рукава свободно висели вдоль тела, а руки продевались в особые прорези. Могли также носить внакидку. Женщины поверх опашня надевали душегреи или телогреи, шубы.

Оперное искусство – вид синтетического искусства, соединяющего в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительное искусство и хореографию при ведущем значении музыки.

Осветительное оборудование театральной сцены – специальные осветительные и проекционные приборы для постановки спектакля. Состав:
– аппаратура верхнего освещения;
– аппаратура горизонтного освещения;
– аппаратура бокового освещения;
– аппаратура выносного освещения;
– переносная осветительная аппаратура;
– специальные осветительные и проекционные приборы.

Основа конструкции одежды – общая, универсальная, исходная база для построения конструкций одежды различного ассортимента, единая для мужчин, женщин и детей, включает систему основных конструктивных отрезков и графическое изображение основных деталей с оформлением горловины, нижней части проймы, вытачек на лопатки, грудь, живот, устанавливает взаимосвязь размерных признаков с конструктивными отрезками, соответствует оболочке с минимальными прибавками.

Открыто управляемая кукла – театральная кукла большого размера, которой управляют открыто, без ширмы. Такие куклы обладают сложной внутренней механикой, позволяющей открывать рот, моргать, работать с предметами и даже играть на музыкальных инструментах.

Отлет – обработанный край детали: воротника, манжеты, волана и т.п.

Оформление спектакля – организация всех внешних средств сценической выразительности:
– придающих спектаклю определенную форму;
– способствующих раскрытию идейного содержания спектакля;
– усиливающих воздействие спектакля на зрителя;
– определяющих стиль постановки.
В оформление спектакля входят:
– декорация;
– театральный костюм;
– грим;
– бутафория;
– световое и шумовое оформление;
– музыкальное оформление.

Охабень – старинная русская одежда в виде широкого кафтана с четырехугольным отложным воротником и длинными прямыми, часто откидными рукавами. Первое упоминание датируется 1377 годом. Мужская и женская верхняя легкая одежда у различных слоев населения: длинная, широкая, слегка раскошенная внизу, с длинными прямыми рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Носили в рукава, внакидку; рукава могли завязываться сзади на талии. У богатых охабень шился из дорогих тканей, с нашивками на груди, пристежным воротником – ожерельем, с кружевом, с дорогими пуговицам. Со второй половины XVII века постепенно исчезает из одежды высших классов, оставаясь еще долго в народном быту.



Главная → Мода и история театра

Рейтинг@Mail.ru