ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

М Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву М

Майка — рубашка без рукавов или предмет легкой одежды, у которого отсутствуют рукава; нижнее белье. Подробнее → Майка

Макинтош — английский непромокаемый плащ (из шерсти или полотна) для ненастья.

Макферлейн — в английской мужской моде XIX столетия однобортное пальто без рукавов с большой пелериной и отложным воротником.

Мамелюк — в XIX веке женская верхняя одежда типа дуйетт с широкой спинкой в сборку.

Манготы — деталь традиционной женской одежды в Каталонии: ажурные нарукавники от локтя до запястья.

Мант — в XVIII столетии зимняя женская одежда, длинная накидка на застежке с капюшоном и небольшим воротником-пелериной, в боковых швах имела прорези для рук. Иногда ее делали на меху.

Мантель — типичный для готического периода легкий плащ. По покрою мантель был похож на полукруглый шап, но в отличие от старинной накидки едва набрасывался на плечи, спускался за спину и удерживался на плечах только благодаря шнурку, свитому из шелка, или декоративной ленте. Если шнурок или ленту не цепляли за аграф, то их придерживали рукой. Во многих памятниках готической эпохи был увековечен этот характерный жест — рука, легко прикасающаяся к груди и не дающая соскользнуть накидке.

Мантилья (исп. mantilla) — в Испании в эпоху Возрождения женская, чаще кружевная накидка, покрывающая голову и верхнюю часть фигуры, иногда спускалась до пола. Обязательная принадлежность испанского костюма всех классов. Подробнее → Мантилья

Мантия — широкая длинная одежда, надеваемая поверх другого платья; торжественная одежда царей, священнослужителей; в некоторых странах — одежда судей, членов академий. Мантия — роскошная ткань на подкладке, обширная по размеру, богато украшенная. Также Широкий и длинный плащ, принадлежность орденских, королевских и царских парадных одеяний.



Манто — верхняя одежда, которая на протяжении веков меняла свой вид. В XIV столетии это мужская верхняя одежда, плащ в форме полукруга с вырезом на шее, спереди скреплялся пряжкой или завязками, хотя обычно его носили, сдвинув скрепленные края на правое плечо. В XVI веке это мужская верхняя одежда, плащ в виде полного круга с разрезом по диагонали и круглой горловиной, с прямоугольным воротником и завязками. В такой плащ можно было красиво драпироваться. Шили его из сукна, бархата, ворот и края отделывали галуном. В XVII столетии это женская верхняя одежда; манто могло быть маленьким, как пелерина, или большим, закрывающим всю фигуру. В начале XIX века — женская верхняя меховая одежда, полудлинная, свободная; часто каракулевое манто отделывали соболем.

Марионетка — в кукольном театре низовая театральная кукла:
— находящаяся ниже работающего с ней кукловода;
— управляемая с помощью нитей.

Марлотт — в XVI столетии женская выходная одежда: распашное от шеи платье, не имевшее талии, шилось из парчи, атласа или бархата. Надевалось на платье—роб и колоколообразно ниспадало с плеча. Высокий стоячий воротник поддерживал фрезу. Под сборки коротких рукавов подкладывали жесткий валик-мауатр. Название произошло от мавританской одежды типа длинного приталенного кафтана. Марлотт являлся парадной одеждой, был особенно популярен в последней четверти XVI века.

Маска (лат. masca, личина) — накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо. Иногда на масках изображаются человеческие лица, головы животных или мифических существ. Различают:
— ритуальные и театральные маски;
— маски–костюмы, где маска неотделима от костюма;
— маски, которые держат в руках или надевают на пальцы.

Маскарад (фр. mascarade) — празднество, участники которого носят маски и этнографические, исторические, сказочные и другие костюмы.

Массовая сцена — сцена с большим количеством участников, изображающих по ходу пьесы "толпу", "народ", "массу".

Матине — домашняя утренняя полудлинная женская одежда типа пеньюара в XIX столетии.

Мауатр — в конце XIV—XVI веков элемент мужской и женской одежды: специальный валик, который подкладывался под сборки рукава, чтобы плечи достигли большей величины.

Маэстро (итал. maestro от лат. magister, учитель) — композитор, дирижер, живописец или другой деятель искусства.

Мельпомена — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Мельпомена изображалась высокой женщиной, с повязкой (строфием) на голове, в венке из виноградных листьев, в театральной мантии, стоящей на котурнах, с трагической маской в одной и с мечом или палицей в другой руке.

Механические сценические эффекты — сценические эффекты, связанные с перемещением артистов или бутафории. Механическими эффектами являются полеты, провалы, мельницы, карусели, корабли, лодки. Оборудование для механических эффектов обычно конструируется специально для каждого конкретного спектакля.

Меценат (лат. maecenas) — лицо:
— обладающее властью и богатством; и
— оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.

Меццетино (итал. mezzettino) — персонаж итальянской комедии дель арте.
В XVI веке Меццетино:
— был одной из разновидностей маски Бригеллы;
— носил обычный для Дзанни широкий костюм, остроконечную шляпу и маску;
В XVII веке Меццетино:
— игрался без маски, в костюме, отличавшемся от традиционного костюма Дзанни;
— был коварным, хитрым интриганом и трусом, готовым всегда обратиться в бегство.

Мим — актер пантомимы. Мимика является одним из важных элементов искусства актера; выразительное движение мышц лица.

Мизансцена (фр. mise en scene, размещение на сцене) — расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. В характере построения мизансцены находят выражение стиль и жанр спектакля. Существенное значение при построении мизансцен имеет наличие на сцене опорных точек, а также поверхность пола. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

Митенки — кружевные перчатки без пальцев.

Модерн — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века, в котором все элементы подчинены единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Для модерна характерны текучие линии, стилизованный растительный узор.

Модест — в переводе с французского «скромная», верхняя из трех юбок, надеваемая на фрипон. Относится к французской моде XVII столетия.

Мокоут — мужская широкая одежда типа плаща с короткими рукавами или вообще без них, иногда подбитая мехом. Была модна в Англии в первой половине XVI века.

Монокль — стекло на один глаз. Его носили без оправы, вешали на шнурок или вставляли в золотую оправу.

Монолог — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

Монтировочная опись — подробное описание каждой детали декорационного оформления и технология ее изготовления.

Мохиганга (исп. mojiganga, маскарад) — в испанском театре XVII века короткое театральное представление гротескно-шутовского характера с переодеванием и масками, с пением и танцами.

Мурмолка — древнерусский мужской головной убор: шапка с плоской тульей из дорогой ткани, с меховыми отворотами. Упоминается в сказках и песнях. Вышла из употребления в начале XVIII столетия.

Муслин (фр. mousseline) — тонкая легкая шелковая или хлопчатобумажная ткань.

Мушки — типично женские украшения в эпоху рококо. Имели различную форму кружков, четырехугольников, карточных мастей, а также цветов и зверушек.

Мэндилайен — в Англии XIV столетия мужской короткий плащ, сделанный по французскому или испанскому образцу. В некоторых вариантах имел откидные рукава и разрезы в боковых швах.

Мюзик-холл — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ столетия.

Мюль — в XVI веке туфли без задников, которые имели распространение во многих странах.

Мягкие декорации — детали оформления спектакля, сделанные из мягких материалов:
— половик, которым затягивают планшет сцены;
— кулисы, перекрывающие сцену по бокам;
— падуги, закрывающие верх сцены; а также
— задники, создающие фон.
При уборке и при транспортировке мягкие декорации скатываются или сворачиваются.

Мятель — старинная дорожная осенняя или зимняя одежда, похожая на плащ, известная на Руси с XI столетия. Мятель черного цвета носили монахи и светские люди во время траура.


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL