ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кафтан


Кафтан — верхняя мужская и женская одежда. Первоначально — длинная свободная одежда персидских воинов и приближенных царя с рукавами, стянутая широким поясом. Попав в Европу, кафтан претерпел некоторые изменения. В XIV-XV столетиях это довольно узкая одежда до колен или до середины икр (обычно опоясанная). Надевали кафтан пожилые люди при выходе на улицу. В Италии это распашная одежда со стоячим воротником. В допетровской Руси кафтан был самой распространенной одеждой всех слоев населения. Кафтаны шились разные — и по покрою и по назначению с удлиненными рукавами. В основном, это была двубортная одежда с глубоким запахом и застежкой на левой стороне груди, однобортные кафтаны были редки. Спинку делали цельной и вставляли клинья по бокам, позже стали делать с отрезной спинкой и сборами. Короткий кафтан назывался полукафтаном.

Мужской костюм XVIII столетия в России состоял из кафтана, камзола и коротких штанов. Костюм этот соответствовал указам Петра I и с небольшими изменениями существовал несколько десятилетий. Только в конце XVIII века меняется крой кафтана, у него значительно скашиваются полы, он становится уже, появляется высокий стоячий воротник. Соответственно камзол становится короче, и его шьют без рукавов. Для изготовления парадных костюмов использовали шелк и бархат, украшая их удивительными по красоте и исполнению вышивками.

Кафтан Петр Первый

Кафтан а-ля Петр Первый
Кафтан шестнадцатого века

Кафтан XVI века
Кафтан Петровской эпохи

Кафтан Петровской эпохи

Интерес представляет мундирное платье императрицы Екатерины II, сшитое в 1763 году по образцу формы лейб-гвардии Преображенского полка. Оно состояло из верхнего платья-кафтана, камзола и юбки из зеленого шелка, выложенного золотым форменным галуном. Платье-кафтан было сшито в соответствии с французской модой того времени - на фижмах, со знаменитыми складками Ватто на спине (фасон контуша). В то же время в наряде были использованы элементы русского национального костюма: расположение галуна, как на русском сарафане; как в мундирном платье по форме лейб-гвардии конного полка - длинные откидные рукава. В народном быту кафтан употреблялся до начала XX столетия.



Кафтаны на Руси использовались и в качестве нарядной одежды у мужчин и женщин, у царей и крестьян. Они могли быть сермяжные (из некрашеного сукна) или из крашенины (цветного холста). Цари и бояре ходили в атласных, шелковых, парчовых кафтанах. Длинные рукава кафтанов достигали земли и собирались в складки. Концы рукавов заменяли перчатки и муфты. В нарядных кафтанах концы рукавов были с вышивкой канителью, жемчугом и драгоценными камнями. Кафтан из добротного сукна, подбитый шелком, именовался чуйкой.


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL