ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

К Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву К

Казак — во Франции XVI—XVII столетия верхняя одежда мушкетеров род плаща, имеющего до полутора сотен застежек, с помощью которых можно было его видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, в короткий плащ, можно было спинку пристегнуть к рукавам, оставив спереди разрезы для свободного движения рук. Казак носили мушкетеры — личная гвардия королей Людовика XIII и Людовика XIV. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до XIX века. Как обычная верхняя мужская одежда, он был известен еще в XVI столетии, но по покрою напоминал скорее, пальто с короткими и широкими рукавами, с боковыми разрезами, обшитыми галуном, и предназначался, в основном, для верховой езды и охоты.

Казакин — название разных видов одежды во второй половине XVIII столетия во Франции распашная женская кофточка с широкой баской, неглиже, в XIX веке во Франции жакет в талию для прогулок и визитов, на Руси полукафтан со сборками, прямым воротником, без пуговиц на крючках. Казакин — верхняя мужская и женская одежда у украинцев и русских в ХIХ — начале XX века. Иногда казакином называли караю. В настоящее время так называют куртку (жакет) с длинными полями.

Калазирис — в Древнем Египте женская одежда простой формы, представляющая собой рубашку, сшитую из двух прямоугольных полотнищ с одной или двумя широкими лямками. Позднее, видоизменившись, калазирис становится и мужской одеждой.

Калеш — во Франции XVIII столетия женский головной убор, капор на складном каркасе, который носили в непогоду.

Калот — в конце XV века чепец в виде сетки, покрывающий волосы (позднее — только затылок).

Кальсес — испанские короткие штаны, в XV столетии с двойной подкладкой, набитые ватой, пухом и т.п. В XVII веке штаны свободного покроя, которые закрывали колени. Часто по боковому шву пришивали большое количество пуговиц. В XIX столетии подобные штаны носили тореадоры и матадоры.

Кальсон — в начале 70–х годов XVI века женские нижние штаны, которые делали из шелка красного цвета и украшали вышивкой. Пристрастие Генриха III к женской одежде отразилось на о–де–шосс, их стали делать по образцу женских кальсон.

Кальцони — в середине XVI века мужские штаны, имеющие форму коротких шаровар.

Камзол (фр. camisole) — в XVI веке во Франции узкая мужская рубашка с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с XVII столетия камзол делают из шерстяной ткани. В XVII—XVIII веках обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в качестве длинного жилета.

Камиза — в IX—XII веках нижняя мужская одежда с длинными цельнокроеными рукавами. В XVI столетии нижняя женская рубашка с длинными рукавами, из дорогого тонкого белого полотна. Одевалась под котт.

Камка — старинная шелковая узорчатая ткань.

Канза — накидка из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест накрест на талии.

Канитель (фр. cannettille) — очень тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания.

Канифас (голл. kanefas) — плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используют как бельевую ткань.

Канотье (фр. canotier) — первоначально мужская, а затем и женская летняя шляпа с плоской тульей и прямыми ровными полями. Такая шляпа вошла в моду в конце XIX столетия.

Кап — в конце XVII века во Франции род пелерины, который женщинам заменил большой широкий плащ, он имел капюшон в виде капелина. Кап всегда шили из черного шелка.

Капа — в Испании XVII столетия длинный широкий мужской плащ.

Капитальное возобновление спектакля — значительное обновление старого спектакля, предполагающее:
— изготовление специального оформления;
— введение новых исполнителей;
— иногда изменение прежней трактовки образов.

Капитан (итал. capitano, командир) — персонаж итальянской комедии дель арте; тип военного авантюриста, отличающийся сатирической заостренностью. Капитан:
— изображался испанцем;
— изображался трусом, прикидывающимся храбрецом;
— говорил на ломаном итальянском языке, пестрящем выспренними эпитетами, метафорами, гиперболами;
— носил военный костюм испанского покроя;
— выступал без маски;
— носил имена Риночеронте, Фракассо, Матаморос и другие.

Капор (голл. kaper) — детский и женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.



Капот (фр. capote) — домашняя женская распашная одежда широкого покроя, род халата. В России так именовали накидку, стеганную на вате, подбитую лебяжьим пухом и крытую атласом. Такая накидка оберегала от холода; носили в первой половине XIX века.

Карагез (турецк. karagoz — черноглазый) — персонаж турецкого теневого театра; балагур и насмешник. Обычно карагез изображается с окладистой черной бородой, в колпаке (кавуке). Представления с участием Карагеза состоят из комических диалогов и потасовок с Хаджи-вадом.

Карако — в 50-е годы XVIII столетия распашная женская кофточка с широкой баской, неглиже. В 70-е годы карако приобретает более строгую форму, и его носят как элегантный повседневный костюм.

Каре — в XIV—XVI веках в Италии глубокий квадратный вырез в мужских кафтанах, назывался «королевским зеркалом».

Карманьола — короткая куртка с узкими фалдами, с несколькими рядами металлических пуговиц какую носили жители Карманьолы в Пьемонте, Италия. В сочетании с длинными черными штанами трехцветным жилетом и фригийским колпаком — одежда, широко распространенная в народе в период Французской революции. Отсюда и название революционной народной песни и танца карманьолы.

Каррик — в XVIII столетии верхнее мужское пальто с несколькими воротниками; довольно длинное зимнее пальто с большим меховым воротником, закрывающим даже плечи. В начале XIX века вместо воротников стали носить пелерину.

Картуз — мужской головной убор с жестким козырьком; неформенная фуражка.

Каспарек (чешск. kasparek) — персонаж чешского театра кукол, главный комический герой народных кукольных представлений. Каспарек — добродушный жизнерадостный чешский крестьянин, шутник и балагур.

Кафтан — верхняя мужская и женская двубортная длинная одежда с глубоким запахом и длинными рукавами. Обычно кафтаном именуют верхнюю мужскую одежду, которая плотно прилегает к корпусу, расширяясь на бедрах. Полы плотно сходятся встык, застегиваясь навесными пуговицами. Носили кафтан в конце XVII века и первой половине XVIII столетия.
Подробнее → Кафтан

Кацавейка — название происходит от русского «куцый». Это русская женская народная одежда XIX века: род кофты до колен (или короче), с длинными рукавами и небольшим отложным воротником. Теплые кацавейки шились на меху и на вате, холодные — на подкладке. Сзади делали сборы. В середине XIX столетия так же называлась модная зимняя женская одежда в виде короткой кофты, нередко бархатной, на ватной подкладке, с широкими рукавами, с закругленными внизу полами и меховой опушкой. Кроме того, в старину на Руси так называли немецкий фрак. Как предмет одежды, кацавейка вышла из употребления в начале XX века; само же слово, однако, сохранилось: им насмешливо называют не теплую, «куцую» — одежду.

Кепи — во Франции и России в XIX веке высокая сужающаяся кверху форменная фуражка с маленьким донышком и прямым козырьком.

Кибитка — в начале XIX столетия во Франции основной фасон дамской шляпы, например, с прямыми полями, глубокой, закрывавшей в профиль все лицо.

Кика — старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки.

Килт — традиционная мужская юбка обычно клетчатой расцветки у кельтских народов Великобритании и Ирландии. Цвет и рисунок килта определяли клановую принадлежность.

Кимоно — японская мужская и женская одежда вроде халата с очень широкими рукавами.

Киртл (фр. kirtle) — часть женского костюма в Бургундии в конце XV века. Женщины носили киртл под верхним "бургундским" платьем. При ношении киртла к его лифу прикалывалась вставка из плотной ткани, которую и было видно в вырезе верхнего платья.
Подробнее → Киртл

Кисея — легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань с ткацким рисунком в крупную клетку и набивным цветным орнаментом по белому или светлому фону; используется для детской и женской одежды, драпировки, занавесей и т.д.

Клавус — яркая вертикальная полоса в одежде (например, красная на тоге императора).

Клака — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

Клобук — древнейшая шапка в России в виде колпака с меховой опушкой. Со временем превратилась в монашеский головной убор.

Ковер–самолет — площадка в театре:
— подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер;
— служащая для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.
Обычно "пролет на ковре–самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.

Ковьелло (итал. coviello) — персонаж неаполитанской комедии дель арте; тип глупого, трусливого и безмерно хвастливого человека.

Кожух — старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси род кафтана, подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом. Носили его поверх зипуна. На Украине кожухами называли тулуп из овчины, по покрою напоминающий свиту.

Коиф — в конце XV века и начале XVI столетия в Англии полотняный чепчик, который надевали под гейбл.

Кокарда (фр. cocarde) — значок на форменном головном уборе военных и гражданских чинов; военная кокарда расположена на околышке, гражданская на тулье фуражки.

Кокет — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

Кокошник — старинный русский головной убор замужних женщин (преимущественно в северных губерниях), в основном праздничный. Кокошник делали на твердой основе в форме полумесяца, украшали парчой, позументом, бисером.

Колготки (чешск. kalhoty) — вид нижнего белья, представляющий собой пару чулок, слитую с трусами. Подробнее → Колготки

Колет — в Испании XVI столетия короткая узкая мужская куртка, подбитая ватой и застегнутая на пуговицы, со стоячим воротником. Верхняя одежда в виде короткого мундира, обычно из белого сукна, в некоторых европейских армиях. Колетом называли широкий отложной воротник в средневековой одежде. Колет — также жесткий нагрудник; специфически военная одежда.

Колосники — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

Комбидресс (англ. combidress от слов combi, комбинация и dress, костюм) — предмет женского белья в форме цельного костюма с рукавами. Подробнее → Комбидресс

Комбинация — нарядная облегающая женская сорочка, надеваемая поверх нательного белья непосредственно под платье с целью лучшей посадки платья и подчеркивания фигуры. Подробнее → Комбинация

Комедия-балет (фр. comedie-ballet) — театральный жанр:
— созданный Мольером;
— характерный для французского театра XVII века;
— объединяющий диалог, танец, пантомиму, музыку, а также изобразительные искусства: декорации, костюмы.

Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte) — вид итальянского театра XVI—XVII веков, комедийные спектакли которого создавались методом импровизационной игры и буффонады. Персонажами спектаклей были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой.
По мере развития комедии определились две группы масок:
— северная (венецианская) группа, которую составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; и
— южная (неаполитанская) группа: Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталъя.
Считается, что комедия дель арте — это первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения.

Контуша — свободное платье, колоколом ниспадавшее вниз, надевалось на корксет и юбку, в свою очередь надетую на панье. В начале XVIII столетия широкое длинное, неотрезное в талии платье, спадающее на спине широкими складками, которые назывались «складками Ватто». Оно имело ряд разновидностей, могло быть распашным, реже накладным, скреплялось на груди с помощью лент.

Конфидант — актер, играющий роль приближенного главного героя.

Корзно — драгоценный подкройный плащ с застежкой на правом плече.

Корсаж — часть женского платья от шеи до талии; жесткий пояс юбки, или особая широкая тесьма (так называемая корсажная лента) для такого пояса. Подробнее → Корсаж

Корсет (фр. corset) — женское одеяние, делаемое обычно на пластинках из китового уса, состоящее из двух стягивающихся шнурами половинок с перехватом посредине; в современном значении особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности. Подробнее → Корсет

Корраль (исп. corral) — двор в Испании, окруженный несколькими домами. В XVI—XVII веках в корралях давали театральные представления.

Косоворотка — простая холщовая деревенская рубаха (позже в городах — миткалевая) с застежкой на пуговицах. Косоворотка — русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди, смещенной влево, реже вправо. Изображения рубахи с такой застежкой относят к XII столетию. В 1880–х годах именно косоворотка была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.

Костюм — ансамбль, образованный сочетанием компонентов одежды и дополняющих ее предметов, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой.

Костюмер — работник театра, готовящий к спектаклю костюмы и помогающий актеру одеваться. Костюмер должен обладать знанием всех деталей костюма и реквизита, а также умением быстро исправить неполадки в костюме.

Костюмерная мастерская — театральная мастерская, в которой изготовляются театральные костюмы и детали к ним: обувь, головные уборы, цветы и другие украшения. Обычно костюмерную мастерскую возглавляет художник, который руководит изготовлением костюмов.

Котта — нижнее платье, явилось прообразом котарди. Женская котта полностью закрывала ноги, а иногда имела и небольшой шлейф. Изначально рукава котты были цельнокроеными, позже мастера стали кроить рукава отдельно и привязывать их к платью.
Подробнее → Котта

Котарди — платье, стягивающееся шнурами по бокам (позднее с вытачками). Так называемое платье принцессы — котарди — носилось с XIV века до середины XV столетия и в мужском варианте представляло собой обтягивающую тунику до колена, с застежкой по всей длине и низкой талией. После 1350 года в моду вошли короткие рукава и стали популярны "типпетс". Типпетс и юбки часто были отрезными, а пояс всегда носился на уровне бедер. Женское котарди представляло собой длинное, обтягивающее платье с длинными рукавами, носимое поверх киртла. Оно было узким вокруг талии и требовало помощи при одевании. Горловина было низко декольтирована по плечам и груди, с застежкой по всей длине или без нее. В юбке были обычны разрезы, служившие карманами. Пояс поверх платья не носился. Подробнее → Котарди

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на очень толстой подошве. Котурны применяются, когда малый рост актера-кукловода не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы.
Котурны — обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в Древней Греции у знати, изготовлялась из цветной кожи и богато украшалась. Со времен Эсхила в греческих трагедиях ее носили актеры.

Коут — в XVII столетии куртка длиной до середины бедра, с рукавами до локтя, иногда с разрезами на спинке и в боковых швах.

Краватт — галстук из тонкого полотна, кружева или батиста около двух ярдов длиной, обмотанный вокруг шеи.

Краги — первоначально слово обозначало широкий воротник (крагены на шее). Затем так стали называть широкие отвороты у перчаток (в России известны с первой половины XIX века) и кожаные накладные голенища на крючках, со шнуровкой (в России известны со второй половины XIX столетия). Как ветры на шнуровке, были частью военной формы в некоторых армиях.

Красная линия — в театре граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

Креп (фр. crepe) — в прошлом тонкая прозрачная ткань для вуалей и траурных нарядов. В настоящее время ткани (преимущественно шелковые), имеющие на поверхности мелкую шероховатость; из крепа шьют женские платья и блузки.

Кринолин (фр. crinoline) — в XIX столетии первоначально юбка из волосяной ткани, поддевавшаяся под платье для придания ему колоколовидной формы; позднее широкая юбка на стальных обручах или китовом усе.

Кукловод — актер театра кукол;
— владеющей техникой кукловождения;
— создающий художественный образ при помощи куклы.
По способу устройства кукол и управления ими различают:
— невропастов, выступающих с марионетками;
— актеров, работающих с верховыми куклами;
— актеров театра теней, управляющих тростевыми куклами.

Куколь — капюшон, колпак, пришитый к вороту одежды. Монашеский куколь или апостольник — плат, которым монахи покрывают грудь и шею.

Кукольный театр — вид театрального искусства; особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами. Обычно кукловоды скрыты от зрителей ширмой. Иногда в кукольном театре действующим лицом становится условный предмет, изображающий живое существо.

Кулисная передвижная декорация — декорация, состоящая из задника, кулис и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов и т.п.

Кулисно–арочная подъемная декорация — декорация, представляющая собой холст, сшитый в виде арки с написанными по ее краям и по верху стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями и т.п. На сцене может быть подвешено несколько кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт.

Культурное принуждение — зависимость писателей, художников и других деятелей культуры от системы представлений, господствующей в их среде.

Купальник, купальный костюм — одежда для купания и отдыха у воды, принятия солнечных и воздушных ванн. Подробнее → Купальник

Кутюрье (фр. couture, шитье) — художник–модельер одежды. Первым кутюрье в мире моды считается Чарлз Фредерик Ворт.

Куяк — в X—XIII столетиях на Руси кожаная безрукавная рубаха с нашитыми металлическими бляхами. Одежда дружинников русских князей и простых воинов.

Кюлот — плотно сидящие и облегающие ногу штаны. Кюлоты — дворянская одежда: мужские штаны длиной до колена, поверх которых носили буфоны, превратившиеся в валики у бедер. Вошли в моду во Франции в XVI столетии и, видоизменяясь, просуществовали до XIX века. Около 1780 года граф д'Артуа, будущий король Франции Карл Х из династии Бурбонов, ввел в моду в качестве одежды для верховой езды замшевые кюлоты: четыре лакея натягивали их на него, и четыре — снимали. Карл Х был свергнут Июльской революцией 1830 года.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL