ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Г Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Г

Гавелок — элегантный длинный «английский» мужской плащ с пелериной, без рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока.

Галант — ленты, которыми в середине XVII века особенно щедро украшали свои костюмы модники, прозванные за это галантными. В те времена слово «галантный» означало модный. В наше время это слово имеет несколько иное значение.

Галерка — верхний ярус зрительного зала.

Галифе — брюки, узкие в голенищах и широкие в бедрах. Названы по имени французского генерала Гастона Огюстаде Галифе.

Галун — нашивки из золотой или серебряной мишурной тесьмы (ленты) на форменной одежде. Также называлась и сама лента.

Гамаши — разновидность теплых чулок (суконных, вязаных или кожаных), закрывающих ногу от верхней части ступни до колена (ранее до щиколотки). Для гамашей характерна застежка на пуговицах по бокам.

Гамбизон — первоначально длинная узкая куртка, набитая волосом и простеганная, которая надевалась под металлические доспехи. К XVII столетию покрой гамбизона несколько изменился, и эту одежду стали носить гражданские лица в качестве верхней.

Гамбуаз — простеганная с тряпками и льняными очесами куртка с искусственно выпуклой грудью, узкой талией и узкими рукавами. Подробнее → Гамбуаз

Гансвурст (нем. hanswurst, Ганс-колбаса) — в XVI—XVIII веках комический персонаж немецкого народного театра; главное лицо комических интермедий, объединявшее разнородные части представлений бродячих немецких трупп. Гансвурст — немецкий простолюдин, простак и хитрец, веселый забияка, трус и обжора, потешавший зрителей грубоватыми примитивными фарсовыми шутками и трюками.

Гарибальди — мужская мягкая фетровая шляпа без полей. Вошла в моду в 40–е годы XIX столетия. Названа по имени национального героя Италии Джузеппе Гарибальди.



Гарнаш — в XII—XIII веках широкая верхняя одежда с капюшоном, с короткими рукавами в виде пелерины с разрезами сбоку. Ее шили из толстой плотной ткани, так как она предназначалась для носки в плохую погоду.

Гарус — мягкая крученая шерсть для шитья, вышивания.

Гастион — актер в Древнем Риме.

Гастроль (нем. gastrolle от слов gast, гость и rolle, роль) — выступление артиста или артистического коллектива вне места их постоянной деятельности.

Гашник — на Руси в X—XIII столетиях — шнурок, завязывавшийся вокруг талии, на нем держались порты, понева.

Гаун — в Англии в XV—XVI веках мужская и женская выходная одежда у мужчин — на меховой подкладке, с откидными (от локтя) рукавами, с меховым воротником без застежки, у женщин — верхнее платье из тяжелой цветной ткани, юбка спереди расходилась, открывая нижнее платье из узорчатой ткани.

Гейбл — в Англии в конце XV века и начале XVI столетия женский головной убор, белый чепец. Поверх укладывалась особым образом полоска черной шерстяной материи.

Гензебаух (нем. «гусиное брюхо») — в XVI столетии нижняя выпуклая, постепенно увеличивающаяся книзу часть полочек вамса, повторяющая форму кованых лат.

Гетры — теплые чулки, закрывающие ногу от щиколотки до колен. Ранее гетры делались из сукна и надевались поверх обуви.

Гиматий — верхняя одежда древних греков в виде квадратного или продолговато-четырехугольного куска ткани. Гиматий надевался поверх хитона; он сложно драпировался на фигуре человека, обвиваясь вокруг тела различными способами. Подробнее → Гиматий

Гиньоль (фр. guignol) — персонаж французского театра кукол; тип жизнерадостного, остроумного и циничного лионского кустаря. Гиньоль принадлежит к ручным верховым куклам. Подробнее → Гиньоль

Голилья — в Испании XVII столетия гладкий отложной воротник для мужской одежды, заменил огромные куэлло. Изготавливался из картона, обтянутого белым или серым шелком.

Горгера — в XV—XVI веках в Испании большая фреза, громадный плотный белый воротник, отделанный кружевом, размером около 15 см. В конце XVIII столетия увеличивается до 25–30 см. Бытовал среди всех классов. Большой воротник заставлял держать голову несколько откинутой назад, что подчеркивало величие испанского гранда.

Горж — во Франции в XIII—XV веках женский головной убор, напоминающий сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади.

Гостиничные театры — места для театральных представлений во внутренних дворах гостиниц Лондона XVI века. В таких гостиницах в конце двора сооружался помост, служивший сценической площадкой; зрители стояли во дворе перед помостом, сидели на галерее и у окон гостиницы.

Грандкокет — роль взрослой знатной дамы.

Грация (лат. gratia, прелесть) — корректирующее белье для женщин, предназначенное для изменения силуэта и выравнивания спины. Подробнее → Грация

Грешневик — на Руси в XV—XVII столетиях мужской высокий головной убор с небольшими полями.

Грим (фр. grime от итал. grimo, морщинистый) — в широком смысле искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим в узком смысле — специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и другие предметы, применяемые актерами.

Гример — работник театра; специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться.

Гримировальные краски — специальные косметические средства, состоящие из жирной массы:
— приготовленной по специальным рецептам;
— окрашенной в разные цвета минеральными красителями.
Из этой массы изготавливают наборы гримировальных карандашей или кубиков, которыми заполняют ячейки гримировальных ящиков. Гримировальные краски дают возможность живописными приемами изменять лицо актера.

Гродетур — в России XVIII столетия верхнее распашное платье.

Грядка — в кукольном театре верхний передний край ширмы или первый план ширмы.

Гугель — в средние века капюшон, переходящий в воротник на плечах, деталь мужского костюма во второй половине XIV столетия. Вытеснил из моды шляпу. Предшественник куколя.

Гульфик — передняя планка разреза брюк. Первоначально такую функцию исполнял кусок ткани, который прикреплялся спереди до колен.

Гумоз — часть театрального грима:
— изготовляемая на основе камеди;
— применяемая для лепки носов, подбородков, скул и других пластических изменений лица.

Гупелянд (huppelande) или упелянд — плащ-накидка (до колен или до пят) без рукавов, надевается через голову, с вшитым или глухим стоячим воротником. В конце XIV века и начале XV столетия котарди перестал пользоваться популярностью у молодежи и модным стало носить гупелянд — накидку с открытой передней частью, ниспадающую крупными складками от плеч, длина которой варьировалась от уровня бедра до пола.
Подробнее → Гупелянд →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL