История моды маски куклы костюма

Г Глоссарий терминов истории моды и театра

Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Г

Гавелок – элегантный длинный «английский» мужской плащ с пелериной, без рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока.

Галант – ленты, которыми в середине XVII века особенно щедро украшали свои костюмы модники, прозванные за это галантными. В те времена слово «галантный» означало модный. В наше время это слово имеет несколько иное значение.

Галерка – верхний ярус зрительного зала.

Галифе – брюки, узкие в голенищах и широкие в бедрах. Названы по имени французского генерала Гастона Огюстаде Галифе.

Галун – нашивки из золотой или серебряной мишурной тесьмы (ленты) на форменной одежде. Также называлась и сама лента.

Гамаши – разновидность теплых чулок (суконных, вязаных или кожаных), закрывающих ногу от верхней части ступни до колена (ранее до щиколотки). Для гамашей характерна застежка на пуговицах по бокам.

Гамбизон – первоначально длинная узкая куртка, набитая волосом и простеганная, которая надевалась под металлические доспехи. К XVII столетию покрой гамбизона несколько изменился, и эту одежду стали носить гражданские лица в качестве верхней.

Гамбуаз – простеганная с тряпками и льняными очесами куртка с искусственно выпуклой грудью, узкой талией и узкими рукавами.
Подробнее ► Гамбуаз

Гансвурст (нем. hanswurst, Ганс-колбаса) – в XVI–XVIII веках комический персонаж немецкого народного театра; главное лицо комических интермедий, объединявшее разнородные части представлений бродячих немецких трупп. Гансвурст – немецкий простолюдин, простак и хитрец, веселый забияка, трус и обжора, потешавший зрителей грубоватыми примитивными фарсовыми шутками и трюками.

Гарибальди – мужская мягкая фетровая шляпа без полей. Вошла в моду в 40–е годы XIX столетия. Названа по имени национального героя Италии Джузеппе Гарибальди.

Гарнаш – в XII–XIII веках широкая верхняя одежда с капюшоном, с короткими рукавами в виде пелерины с разрезами сбоку. Ее шили из толстой плотной ткани, так как она предназначалась для носки в плохую погоду.

Гарус – мягкая крученая шерсть для шитья, вышивания.

Гастион – актер в Древнем Риме.

Гастроль (нем. gastrolle от слов gast, гость и rolle, роль) – выступление артиста или артистического коллектива вне места их постоянной деятельности.

Гашник – на Руси в X–XIII столетиях – шнурок, завязывавшийся вокруг талии, на нем держались порты, понева.

Гаун – в Англии в XV–XVI веках мужская и женская выходная одежда у мужчин – на меховой подкладке, с откидными (от локтя) рукавами, с меховым воротником без застежки, у женщин – верхнее платье из тяжелой цветной ткани, юбка спереди расходилась, открывая нижнее платье из узорчатой ткани.

Гейбл – в Англии в конце XV века и начале XVI столетия женский головной убор, белый чепец. Поверх укладывалась особым образом полоска черной шерстяной материи.

Гензебаух (нем. «гусиное брюхо») – в XVI столетии нижняя выпуклая, постепенно увеличивающаяся книзу часть полочек вамса, повторяющая форму кованых лат.

Гетры – теплые чулки, закрывающие ногу от щиколотки до колен. Ранее гетры делались из сукна и надевались поверх обуви.

Гиматий – верхняя одежда древних греков в виде квадратного или продолговато-четырехугольного куска ткани. Гиматий надевался поверх хитона; он сложно драпировался на фигуре человека, обвиваясь вокруг тела различными способами. Подробнее ► Гиматий

Гиньоль (фр. guignol) – персонаж французского театра кукол; тип жизнерадостного, остроумного и циничного лионского кустаря. Гиньоль принадлежит к ручным верховым куклам. Подробнее ► Гиньоль

Голилья – в Испании XVII столетия гладкий отложной воротник для мужской одежды, заменил огромные куэлло. Изготавливался из картона, обтянутого белым или серым шелком.

Горгера – в XV–XVI веках в Испании большая фреза, громадный плотный белый воротник, отделанный кружевом, размером около 15 см. В конце XVIII столетия увеличивается до 25–30 см. Бытовал среди всех классов. Большой воротник заставлял держать голову несколько откинутой назад, что подчеркивало величие испанского гранда.

Горж – во Франции в XIII–XV веках женский головной убор, напоминающий сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади.

Гостиничные театры – места для театральных представлений во внутренних дворах гостиниц Лондона XVI века. В таких гостиницах в конце двора сооружался помост, служивший сценической площадкой; зрители стояли во дворе перед помостом, сидели на галерее и у окон гостиницы.

Грандкокет – роль взрослой знатной дамы.

Грация (лат. gratia, прелесть) – корректирующее белье для женщин, предназначенное для изменения силуэта и выравнивания спины.
Подробнее ► Грация

Грешневик – на Руси в XV–XVII столетиях мужской высокий головной убор с небольшими полями.

Грим (фр. grime от итал. grimo, морщинистый) – в широком смысле искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим в узком смысле – специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и другие предметы, применяемые актерами.

Гример – работник театра; специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться.

Гримировальные краски – специальные косметические средства, состоящие из жирной массы:
– приготовленной по специальным рецептам;
– окрашенной в разные цвета минеральными красителями.
Из этой массы изготавливают наборы гримировальных карандашей или кубиков, которыми заполняют ячейки гримировальных ящиков. Гримировальные краски дают возможность живописными приемами изменять лицо актера.

Гродетур – в России XVIII столетия верхнее распашное платье.

Грядка – в кукольном театре верхний передний край ширмы или первый план ширмы.

Гугель – в средние века капюшон, переходящий в воротник на плечах, деталь мужского костюма во второй половине XIV столетия. Вытеснил из моды шляпу. Предшественник куколя.

Гульфик – передняя планка разреза брюк. Первоначально такую функцию исполнял кусок ткани, который прикреплялся спереди до колен.

Гумоз – часть театрального грима:
– изготовляемая на основе камеди;
– применяемая для лепки носов, подбородков, скул и других пластических изменений лица.

Гупелянд (huppelande) или упелянд – плащ-накидка (до колен или до пят) без рукавов, надевается через голову, с вшитым или глухим стоячим воротником. В конце XIV века и начале XV столетия котарди перестал пользоваться популярностью у молодежи и модным стало носить гупелянд – накидку с открытой передней частью, ниспадающую крупными складками от плеч, длина которой варьировалась от уровня бедра до пола.
Подробнее ► Гупелянд

Главная ► Мода и история театра