ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ф Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Ф

Фальтрок — в XVI столетии легкая верхняя мужская одежда, состоящая из прямого прилегающего лифа и широкой юбки в складку. Его надевали через голову или делали застежку сбоку.

Фарсетто — в XV столетии мужская верхняя одежда для дома.

Фартингал — юбка с фижмами, овальный кринолин, расширяющийся по бокам.

Фат — амплуа театрального актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

Фатермордер — высокий, туго накрахмаленный воротник с отогнутыми концами. Также известен как воротник «отцеубийца»; был в ношении крайне неудобен и мучителен. Был популярен в первой четверти XIX века, вернулся в мужскую моду в 1910–1913 годах.

Фаццолетто — в XV столетии декоративный платок, изготовленный из шелка, украшался вышивкой и кружевом; дамы прикрепляли его к поясу цепочкой или шнурком.

Ферязь — старинная русская мужская и женская распашная одежда, неширокая, без воротника и перехвата в поясе, длиной до лодыжек, с узкими рукавами или без них; застегивалась посредине груди на пуговицы с накладными петлями, могла быть на завязках. Зимние ферязи, на меху, надевались под кафтаны. В Москве XIV—XVI столетий княжеская, боярская, царская одежда из узорных тканей с кружевом, Долго бытовала в народной одежде (из простых материалов) и в одежде стрельцов.



Ферезея — русская парадная одежда XVII столетия из золотых тканей, подбитая или опушенная мехом, иногда с меховым воротником. Носили внакидку, застегивая только у шеи.

Ферроньерка — в XIX столетии наголовное украшение: узкая ленточка с драгоценным камнем посредине. Название получила от Прекрасной Феороньерки, прозвища возлюбленной короля Франциска I.

Фефлик — средневековое украшение в виде ленты, прикрепленной к шлему, а позднее — к вуали или любому другому головному убору.

Фибула (лат. fibula, застежка) — металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением. Составными частями фибулы являются: игла, дужка, желобок–иглодержатель и пружина, соединяющая иглу с дужкой. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. На смену большим роскошным фибулам постепенно, с зарождением рыцарственного культа дамы и связанной с ним куртуазной любви, приходят аграфы. Подробнее → Фибула

Фигаро — в женской моде конца XIX столетия короткая курточка типа жилета, названная, по имени героя из комедии Бомарше. В журнале мод за 1915 год отмечалось: «Довольно опасна для дам, имеющих несколько полное сложение».

Фигурант (фр. figurant) — в драме и опере актер, исполняющий роль без слов.

Фижмы (нем. fischlein, рыбная кость) — юбка на китовых усах. Появилась в Англии в 1711 году. Прямо в платье вшивались пластины китового уса или ивовые прутья. В 40–х годах XVIII века в Англии появились овальные фижмы, их стали надевать под нижнюю юбку, причем они были сделаны на шарнирах, чтобы их можно было свободно поднимать. Существовали до конца XIX столетия, на смену им пришел кринолин.

Фишо — деталь женского туалета конца XVIII столетия: косынка, кусок ткани или кружева, который прикрывал шею и плечи и скреплялся на груди.

Флер — прозрачная шелковая ткань, которую носили в XVII веке.

Фолия — в Древней Греции женская шляпа из грубой соломки, предохраняющая лицо от загара.

Фон-де-кюв — в XIV столетии мужская верхняя одежда для верховой езды и путешествий, типа манто.

Фрак (фр. frac) — мужской вечерний костюм особого покроя, короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. Вошел в моду в последней четверти XVIII столетия. Во Франции шили фрак иногда из шелковой ткани и покрывали вышивками; такой фрак служил парадной одеждой.

Фреза — многослойный (в три или четыре яруса) воротник из ткани или кружев. Этот широкий рифленый крахмальный белый воротник в виде кольца обрамлял шею до самых плеч. Держался он только на специальном металлическом каркасе. После 1580 года вырос до таких размеров, что получил название «мельничный жернов».

Френч — куртка военного образца в талию, с четырьмя наружными накладными карманами, с хлястиком сзади.

Фрипон — в переводе с французского «шаловливая», средняя из трех юбок, надеваемая на секрет, в женской одежде XVII столетия.

Фурка — часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Фустанелла — традиционная мужская одежда у албанцев и греков: белая рубаха с длинными рукавами, белая короткая (выше колен) и широкая (до ста клиньев) юбка, яркая короткая куртка с ложными рукавами, отделанная золотым галуном (парадная одежда гвардейцев), или жилет. В Албании в XVIII столетии была распространена во всех регионах, до XX века сохранилась только на юге.

Фьяба (итал. fiaba, сказка) — жанр итальянского театра и драматургии, созданный Карло Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии К.Гольдони и П.Кьяри. Во фьябах сказочный сюжет сочетался с импровизацией и буффонадой комедии дель арте.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL