ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Доломан


Доломан (венгр. dolmany) — в Венгрии национальная верхняя мужская одежда, известная с XV века. Доломан плотно облегал фигуру и носился поверх рубашки, кроился обычно с баской, подпоясывался кушаком или кожаным поясом. Воротник-стойка доломана прикрывал шею; застежкой был ряд металлических пуговиц на прорезных или воздушных петлях.

Кипренский Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова

Художник Орест Адамович Кипренский.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова в доломане.

В XVII столетии венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Западной Европы. В России доломан появился в 1741 году в качестве официального военного мундира. Гусарский мундир доломан расшивался по груди, рукавам и спине золотыми или серебряными шнурами у офицеров, и желтыми или белыми гарусными шнурами у нижних чинов, в том числе и рядовых.



Собственно, доломан отделывался шнурами контрастного по отношению к сукну куртки цвета. Количество шнуров могло достигать пятнадцати, хотя довольно часто в произведениях живописи можно увидеть изображение гусарских мундиров с меньшим их числом, поскольку при подгонке доломана по фигуре они не всегда размещались. Цвет сукна доломана — желтый, синий или красный — зависел от чина и полка.

Доломан Обер-офицер и унтер-офицер гусарского полка эрцгерцога Фердинанда

Доломан как форма российской императорской армии.
Обер-офицер и унтер-офицер гусарского полка эрцгерцога Фердинанда, 1826-1828 годы.

Пошив форменной одежды для гусара начинали с доломана, так как изготовить его было наиболее трудным делом портного. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку.

Доломан Штаб-офицер и рядовой Клястицкого гусарского полка

Доломан как форма российской императорской армии.
Штаб-офицер и рядовой Клястицкого гусарского полка, 1838-1843 годы.

Кроме того при изготовлении доломана, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было «посадить» мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.

Доломан Унтер-офицеры Ингерманландского и Нарвского гусарских полков

Доломан как форма обмундирования российской императорской армии.
Унтер-офицеры Ингерманландского и Нарвского гусарских полков, 1826-1828 годы.

Доломан эпохи Александра I имел несколько особенностей. Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала около девяти сантиметров, а ширина до шести сантиметров, смотря по толщине фигуры. «Крылышки» служили для поддержания кушака.

В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана не сдвигались, он оставался на своем месте. Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около  двенадцати сантиметров и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

Доломан Рядовые Ахтырского, Александрийского и графа Витгенштейна гусарских полков

Доломан как форма обмундирования российской императорской армии.
Рядовые Ахтырского, Александрийского и графа Витгенштейна гусарских полков.

Во второй половине XIX столетия доломан вошел в моду как женская одежда, будучи своего рода проявлением патриотизма во время Крымской войны, так как за основу была взята форма гусар 1812 года, однако модный женский доломан отделывался шнурами в тон с сукном, а не по контрасту и часто мехом, как ментик.



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL