ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

С Глоссарий терминов истории костюма и театра


Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву С

Сагум — четырехугольная, очень маленькая, украшенная вышивкой, шерстяная накидка, которой покрывали плечи галлы; короткий плащ римских воинов.

Сайо — накладная одежда, плотно облегающая фигуру до талии с широкими в пройме рукавами, с баской до середины бедра, иногда с застежкой на спине. Была распространена в XVII веке.

Сайобакверо — в XVII столетии накладная мужская одежда с застежкой на спине.

Салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате или меху.

Сальтам Барка — в XVII столетии мужская одежда, сходная по покрою с ропильей, но имевшая более щегольской вид.

Саронг (индонезийск. sarung) — традиционная мужская и женская одежда ряда народов Юго-Восточной Азии и Океании. Представляет собой полосу цветной хлопчатобумажной ткани, которая обертывается вокруг середины груди у женщин или вокруг пояса у мужчин и прикрывает нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки.

Световые сценические эффекты — сценические эффекты:
— имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения;
— создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и других явлений с использованием светопроекции.

Свита — традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян — из домотканого сукна, до колен. Позже — верхняя широкая длинная одежда вообще. Первоначально. В X—XIII веках это была только верхняя одежда мужчин, надевалась через голову, прямая, расширенная книзу за счет клиньев, прикрывала колени; имела длинные узкие рукава, отделывалась петлицами. Носилась с широким поясом. Зимой подбивалась мехом.

Секрет — в переводе с французского "тайная", третья нижняя юбка, надеваемая под фрипон.

Серветта (итал. servetta, служанка) — персонаж итальянской комедии дель арте; тип разбитной крестьянской девушки. Серветта:
— принимала активное участие в развитии сюжета;
— выступала без маски;
— носила пестрое подобранное платье с белым передником и косынку на голове;
— говорила на тосканском диалекте, реже — на ломбардском, а на юге — на неаполитанском;
— носила имена Франческина, Смеральдина, Коломбина.

Симара — в XV столетии мужская одежда сенаторов из фиолетового сукна, сходная с тогой, но с расширенными книзу рукавами. Ее носили при исполнении обязанностей, В особо торжественных случаях ее делали из парчовой ткани. Симару различных цветов носили тогда и все итальянские женщины. Она напоминала плащ, в который женщины драпировались по своему вкусу, как в тогу. Симара состояла из трех кусков ткани; один, заложенный в складки, спускался по спине, два других — спереди. Бока симары не сшивались, и поэтому пояс можно было завязывать так, чтобы спинка была свободна. При ходьбе спинку красиво перебрасывали через руку. К концу столетия симара становится одеждой типа распашного тюника. Во второй половине XVI века симару стали делать распашной одеждой без рукавов, с застежкой, с узким, облегающим лифом и с обычно свободной спинкой, Застегивали ее, как правило, только на груди. Симара долго сохранялась в некоторых районах Италии.

Симультанная декорация (фр. simultane, одновременный) — тип декорационного оформления спектакля, при котором на сцене устанавливались одновременно все декорации, необходимые по ходу действия.



Скарамучча (итал. scaramuccia) — персонаж итальянской комедии дель арте. Первоначально Скарамучча был вариантом Капитана в черным костюме. В XVII веке Скарамучча стал светским хвастуном, он перестал носить маски и стал белить лицо мукой или мелом.

Смокинг (англ. smoking jacket, пиджак, в котором курят) — вечерняя мужская одежда, сильно открытый на груди пиджак из черного сукна с длинными шелковыми лацканами. Английский государственный деятель Дизраэли, бывший светским человеком и большим франтом, придумал экзотический костюм для курения: шелковый халат с длинным воротником—шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой. Это одеяние должно было защищать одежду и прическу курильщика от скверного запаха табака. Постепенно смокинг превратился в мужской вечерний элегантный костюм, у которого всегда делают шелковые лацканы. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, — неизменными остаются только блестящие отвороты.

Сок — в XII столетии женский плащ в виде мантии.

Сокк — во второй половине XVI века женская обувь на деревянных подставках цокколи, заимствованная из Италии.

Солитер — большая черная лента, прикрепленная к верхней части парика, которой обматывали шею. К ней пришивалась (как и к манжетам) оборка из тонкого кружева.

Соркани — в позднем средневековье женская одежда со шнуровкой на груди, сделанной затем, чтобы можно было видеть прозрачную, вышитую шелком и золотом рубашку.

Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин, вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани, надевался поверх кики. Сороки делали из холста, кумача и др. Передняя вышитая часть — очелье, по бокам — крылья, сзади — хвост. Поверх сороки надевали платок. Вышла из употребления к началу XX столетия.

Сорочка — изначально предмет одежды, носившийся в качестве нижнего белья, для защиты одежды от пота, предшественник современной рубашки. В конце XVIII века в Европе так называли утреннюю одежду с короткими рукавами. Подробнее → Сорочка

Соттовесте — в XV столетии мужской узкий, облегающий фигуру жилет, с небольшим стоячим воротником.

Софит — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену.

Спектакль (фр. spectacle от лат. spectaculum, зрелище) — произведение театрального искусства, созданное в соответствии с замыслом режиссера (балетмейстера и дирижера; режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, художников—декораторов, композиторов и других членов театрального коллектива.

Спенсер — коротенькая жакетка, повторявшая размер лифа платья и утепленная мехом и подкладкой из бархата, шелка и шерсти, отделанная шнурами, пуговицами, бейками и тесьмой.

Средняя сцена — часть сценической коробки от уровня планшета до верха портального отверстия, где происходит театральное действие.

Станок — в кукольном театре — специальная подставка для работы актера на многоплановой ширме. Высота станка равна разнице в высоте между двумя планами.

Статист (нем. statist) — актер, исполняющий эпизодические роли, состоящие из нескольких слов или вообще без слов. Часто статисты являются участниками массовых сцен.

Стефана — в Древней Греции богато украшенный женский головной убор, напоминающий венец.

Стикини (англ. stickini) - самоклеющийся кружок, с прорезью от края окружности до центра, с металлизированным напылением, защищающий кожу от воздействия ультрафиолетовых лучей. Подробнее → Стикини

Страфион — полоска материи, которой гречанки для большей стройности подвязывали грудь, нечто вроде корсета.

Стринги (англ. strings) — предмет женского нижнего белья, разновидность мини-трусиков из одного или двух треугольников с очень узкой соединительной полоской на бедрах. Подробнее → Стринги

Субретка — в театре роль находчивой служанки.

Суфлер — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

Сцена (лат. scaena) — в широком смысле — площадка, на которой происходит театральное представление.

Сценарий (итал. scenario) — сюжетная схема, по которой создается спектакль. Сценарий — краткое изложение содержания пьесы, в котором определены:
— главные моменты действия;
— указаны выходы персонажей на сцену;
— обозначены вставные номера;
— буффонные сцены, лацци, песни и пр.
Сценарий определяет канву спектакля, предоставляя актерам свободу творчества.

Сценический образ — в широком смысле эстетическая категория; особая специфическая форма отражения действительности средствами театрального искусства.
Сценический образ в узком смысле — конкретное содержание картины жизни или характера персонажа, воссозданных драматургом, режиссером, актерами и художником.

Сценические эффекты — иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов и других явлений, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений. Сценические эффекты подразделяются на звуковые, световые и механические. По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются:
— на стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга. туман;
— на динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.

Сценическое представление — изображение некоторого действия в формах сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей.

Сюркот (фр. surcot) — верхняя одежда из двух скрепленных на плечах полотнищ; верхнее платье без рукавов, отделанное шкурками горностая (королевская мантия). Платье Сюркот делали с очень глубоко вырезанными проймами или же с широкими рукавами. Шилось из дорогих тканей — тонкого сукна, парчи, шелка, бархата. По проймам отделывалось мехом или вышивалось. Подробнее → Сюркот

Сюртук — мужская верхняя одежда, появившаяся в XIV столетии. Претерпевая различные изменения, сюртук просуществовал до начала XX века. В эпоху Возрождения это теплая мужская одежда на меху, прообраз мужского сюртука XIX века. В XVII столетии это род жюстотора с застежкой донизу и костюм для охоты, ниже колен, прямого покроя, с разрезом на спинке и небольшим воротником, с застежкой спереди. В XVIII веке это деловая одежда.


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL